Рассказ для детей и их родителей. От иерея Александра в поздравление с Рождеством Христовым!
Девочки и книжечка
На лето Машу отправили в деревню к бабушке Екатерине, далеко от Города. Бабушка всю жизнь там жила, работала в совхозе механизатором. После Великой Войны мужиков не хватало и с 15 лет бабушка управлялась с разными железными чудищами, для пахоты полезными. Даже сейчас к старой бабушке и её “Беларуси” время от времени соседи ходили. Поле вспахать, картофелекопалку потаскать, мало ли работы у трактора в деревне?
Машу и послали из Города, чтобы она жизнь другую увидела. Не асфальт да конторы разные, а где воду надо колонкой качать, а потом в ведре домой нести. И где дрова надо с лета нарубить да в поленницу сложить, а то зимой топить нечем будет, замёрзнешь. Маша девочка любопытная, шустрая, для своих восьми лет сильная. И воду носила и поленницу складывала. А уж как за ягодами в лес сходить, так все — праздник случился. И вот, как то раз, гуляя в черничнике за околицей, видит она на полянке да на пеньке девочку-соседушку. Которая на другом конце улице жила. Сидит соседушка и маленькую книжечку читает. Да так внимательно. На журнал детский с картинками книжечка никак не похожа, да и картинок нет, вроде. Пусть и не было у Маши с соседушкой особой дружба, да любопытство победило.
— Привет, Ленка, — Маша припрыгала к пеньку на одной ножке, — а что ты такое интересное читаешь?
Лена неторопливо повернулась. Машу поразило непривычно спокойное, какое-то не детское лицо Лены.
— Привет, коль не шутишь. Тут место спокойное, хорошее. Молюсь я тут. И от дома близко и людей нет и красиво. Березки вон, поляна с дубом, ручеек…
— Что ты любишь? Читать?
— Не совсем читать. Молиться. С Богом общаться и Его святыми.
— Ааа… молишься. У меня в Городе мама с подругой тоже молятся. В храм ходят. Свечи ставят и молятся. Я думала, молиться надо в храме.
— Нет, в храме люди все вместе молятся и Святых Тайн причащаются. А так, самому, молиться можно где удобно и хорошо. Вот, мне тут хорошо. Ничто не отвлекает.
— Ой, Лен, а я тебя отвлекаю? — расстроилась Маша.
— Ты не отвлекаешь. Ты ведь нужные вопросы задаёшь, на них надо отвечать. Только я мало знаю, вот папу спросить. Он регент в храме, много знает.
— Кто?
— Регент. Хором церковным заведует, петь новичков учит, службу разбирает.
— Ааа. Поняла. А зачем ты молишься?
— Ну, смотри. Христианин это тот, кто хочет быть с Богом. С Тем, Кто создал весь мир вокруг. И человека тоже. С Тем, Кто стал давным давно Человеком и за наши грехи был распят. Христианин тот, кто Христов. Верно?
— А разве так? Мама говорила, что православие это у русских вера. Как у узбеков или дагестанцев мусульманство. Что у каждого народа своя вера.
— Так много кто говорит. Только это не правильно. Истина ведь может быть только одна, верно? Два плюс два это четыре. А не так, что у одного народа четыре, а у другого пять, и это все хорошо и верно. У всех четыре, да?
— Верно, но это ведь математика. А тут — вера!
— Это реальность. Так батюшка наш на проповеди говорил. И два плюс два — четыре. И Бог — Творец мира, ставший Человеком Иисусом Христом. Все — реальность. Все — по настоящему. А значит и верить надо правильно, как Он учит. А не как угодно. Нам в России просто повезло, у нас православное христианство уже тысячу лет, искать ничего не надо. А другим повезло меньше, искать Бога сложнее. Но и для узбека и для японца правильно было бы стать православным. Истина то одна. Чтобы без ошибок верить.
— Ага. А молишься зачем? — Маша вдруг испугалась. Мама дома молилась только если беда, если кто заболел или ещё что-то случилось.
— Зачем заболел? Молюсь, что бы с Богом быть ближе. Ты ведь с бабушкой Катей своей говоришь не только, когда от неё чего-то надо?
— Тю. Так то БАБУШКА! Она-ж моя бабушка, любимая. Да и сколько всего интересного расскажет…
— Так и Бог — любимый. И столько интересного нам открывает. Смотри — и вокруг все Он сотворил. И нас тоже. И вон ту стрекозу. И через все это нам говорит. И на молитву отвечает, особо, не словами, но…
— Значит… погоди. Христианин — тот, у кого Бог — любимый?!
— ДА! Господь и Бог наш Иисус Христос!
— Тогда надо с Ним знакомиться и общаться. Иначе не правильно. Что за любовь к близкому, если не общаться?
— Смотри-ка! Верно говоришь!
— Но общаемся мы сами, словами. А ты книжку читаешь. Зачем?
— А это молитвослов. Молитвы для утра, вечера и другие.
— А зачем эти молитвы, если общаться можно своими словами? Как с бабушкой.
— Так в каждом деле своё умение нужно. Вот ты в третьем классе. А в первом училась писать. Ведь не сама, как придётся. Сначала прописи, потом переписывала, сейчас, наверное, диктанты пишите, правила учите… Сейчас можешь и сама написать несложное.
— Ну, так. Только то письмо, а тут — общение.
— Да все тоже самое. Просто мы общаться друг с другом совсем маленькими научились, тоже за другими повторяли. А молиться учимся более старшими, по взрослому. Повторяем за опытными молитвенниками их молитвы — вот, они в молитвослове и записаны. Молитвы святых, которые точно правильные. Освоим их молитвы, может и свои похожие сможем добавить. А то ведь можно и плохое Богу сказать, не правильное. Вредного попросить. А нужное не сказать. Вот и учимся молиться.
— Интересно. А можно я тоже молиться буду?
— Нужно. Давай я домой сбегаю, тебе молитвослов принесу. А то мой ты читать пока не сможешь. Он полной старой кириллицей набран, в 42 буквы. Как до Петра Iого.
— Ух ты. Покажи, — глянула Маша и… ничего не поняла.
— А на каком это языке?
— На церковно-славянском. Это такой специальный русский язык для молитвы и богослужения. Привыкнуть к нему надо. Но русский язык, лет сто назад его все понимали. А напечатан старым шрифтом, потому тебе не понятен. Тоже надо привыкнуть. Я тебе принесу такой же, но набранный русскими современными буквами.
— Давай. А я чернички нам пока соберу…
*****
Прибежала Лена, принесла две книжки мягкие. Одна толстая красная. Другая тонкая и синяя.
— Вот, папа сказал, с такой тебе начинать надо. Для детей и новичков, — и дала тонкую синюю книжку, — а это Евангелие. Тут четыре разных Евангелие от четырёх учеников Божиих. Почитай, потихоньку, что бы с Иисусом Христом познакомиться. О Нем и написано.
— А что делать с молитвами?
— Сначала, смотри, читай вот — “Утреннее правило”. Лучше вслух и стоя. Или сидя, если ноги устали. Не спеши. Тут надо много раз читать, пока не привыкнешь к языку и смысл поймёшь. Он сложный! Вечером — вот, “Вечернее правило”. Просто — утром “Утреннее”, вечером — “Вечернее”. Каждый день — молись. И не спеши, не торопись. Помолился — и за дела, или спать. А привыкнешь, старайся совсем не отвлекаться. Богу ведь говоришь. Или Его матери и святым. Надо как если кому очень уважаемому говоришь.
******
Начала Маша молиться. Сначала привыкала к словам, ничего не понимала. Но девочка она была упрямая, раз решила пробовать, то надо продолжать. Потом то одно поймёт, то другое. Вот, в “вечернем правиле” написано “греху брата моего посмеялся”. Было непонятно. А тут как то с подружками школьными смеялись над пьяным старшеклассником, которого гардеробщица из школы гнала. А вечером раз, и стало понятно, о чем молитва. Пьянство — грех. Но и насмешка над грешником тоже грех. И какой больше, ещё надо подумать. А бывало открывалось что-то новое и интересное и просто так. О Боге. О любви к родителям. О том, когда надо слушать старших, а когда надо защищать Истину даже в споре с ними. Не себя. Не свои обиды, как раньше бывало. Нет, нечто намного более важное.
Начали и подруги замечать, Маша другая стала. Вроде и веселиться и играет со всеми, но самые мудрые советы — надо к Маше идти. Утешит кого в горе — Маша. Да и вообще, если безобразия какие — надо от Маши прятаться. Не одобрит. А если у кого беда, наоборот, с Машей рядом посидишь, беда и полегче станет.
Родители удивлялись, а Машу в храм отпускали на службу. Года два сама ходила, с Леной летом в деревне советовалась. А потом и родители и старший брат вместе с ней ходить начали. А сестра пальцем у виска покрутила, ей йога интересней была. А потом… к Машиному 11 классу сестрёнка уже 2 раза замуж неудачно сбегала, да злая вся стала. Но к Богу так и не обратилась. Всех вокруг винила, но не себя. Так вот без Бога разного нехристианского, да духовного искать. Все то нехорошее в итоге находишь.