О почитании мощей

Отец Дионисий, год назад в Никольский храм Рощино были привезены честные мощи апостола Андрея Первозванного. Сейчас каменный рощинский храм быстро строится усилиями клира и прихожан. Наверно, это особое заступничество святого апостола Андрея. Расскажите об особом почитании мощей в Православной Церкви.

Протоиерей Дионисий Холодов, настоятель Никольского храма в п. Рощино, благочинный Рощинского округа, секретарь Выборгской епархии: «Эта традиция имеет давние и глубокие корни. Восходит она к первохристианской истории, памяти мучеников, которая была всегда очень дорога православному христианину. Об этом свидетельствует традиция служения Божественной литургии на мощах мучеников. Это непременное условие Литургии как причастности Церкви земной Церкви Небесной. Это свидетельство единой Церкви Христовой.

Традиция, имеющая память об этих мучениках, имеет свое развитие во всей истории Церкви. И мы знаем, что Господь через святых действует: «Дивен Бог во святых своих,» — воспевает святая Церковь. Появление святого угодника Божия в жизни человека не могло оставаться незамеченным. В общении с ним люди прилеплялись к святому угоднику и затем, по его кончине, Господь обнаруживал действия Благодати Духа Святаго, что выражалось в чудесах, исцелениях, которые люди получали в помощь, прибегая к этим святым останкам. Почитание мощей – свидетельство религиозной жизни православного человека.

Память святого — это прежде всего безусловное свидетельство принятия его духовного пути и опыта, принятия как примера, как ориентира, ведь духовная жизнь достаточно сложна и многогранна. Без этих духовных ориентиров зачастую человеку не справиться. И православный человек с большой радостью принимает это духовное водительство. Почитание святых мощей, внимание к ним – внимание к духовной жизни, опыту, духовному подвигу, который по-разному выражался в жизни человека, чье имя почитается и чьим мощам поклоняются. Это свидетельство единства духовного пути в лоне Церкви, принятие духовных ориентиров жизни праведника как своих.

Почитание святого угодника Божия, его мощей в самой Церкви всегда имело свое безусловное значение как знамение единства веры. Православие имеет многотысячелетнюю историю. И почитание мощей обозначает личную причастность к вере, которую носили в своих сердцах и святые Апостолы Христовы и мужи апостольские, первые святые люди, которые после апостольского периода вошли в историю Христианской Церкви. Это и мученики, и святители, и преподобные, и праведные — весь сонм святых, которые ныне сияют в обителях небесных. Именно это единение Церкви земной и небесной имеет громадное значение для всех людей, приходящих к мощам, приобщая их к тысячелетней

христианской культуре, религиозной практике, опыту, который апробирован конкретными людьми, мощи которых мы чтим. Это дает нам право утверждать, что тот религиозный путь, которым мы с вами идем, уже пройден многими праведниками.

Человек, приходящий ко святым мощам, конечно, имеет дерзновение. Каждый из нас носит в сердцах своих определённую просьбу, нужду и прибегая к угодникам Божиим, мы всегда дерзновенно, смело, с болью душевной просим их быть ходатаями за нас. Зачастую человек в силу своего личного греха не в состоянии с чистым сердцем обратиться к Господу Богу, чтобы его молитва была безусловно услышана. И каждый человек это опытно знает. Больше того, иногда молитва дается легко и открыто, а иногда она под гнетом какого-то переживания дня дается достаточно тяжело. Тогда мы прибегаем к угодникам Божиим, которые в своей жизни были такими же, как и мы, которые так же боролись со грехом, были иногда подвержены минутным слабостям, но смогли их преодолеть с Божией помощью. И церковное свидетельство их святости, которое выражается в почитании народа, говорит о том, что они подлинно достигли Царствия Божия, где они сейчас находятся и слышат каждое наше обращение к ним»