Что вы хотели бы знать, оказавшись в православном храме впервые.
Что сделать, войдя внутрь храма? Как креститься? Куда идти?
Некоторые осеняют себя крестом трижды подряд, другие, перекрестившись один раз, касаются правой рукой земли. Войдя в храм, верующие подходят к иконам в центре или образам на стенах храма, чтобы помолиться.
Когда мы заходим в церковь, мы целуем иконы (принято целовать образы Христа, Богоматери, святых или ангелов в руку или в стопу — как удобнее). Вы обратите внимание, что некоторые целуют Святую Чашу, в конце службы все целуют крест.
Перед тем, как приложиться к иконе или кресту (т.е. поцеловать ее), можно перекреститься. Многие следуют традиции поклонов перед иконой — крестятся, затем касаются правой рукой пола, и, проделав так дважды, целуют икону, а затем еще раз крестятся и кланяются.
Можно без преувеличения сказать, что в храме часто крестятся. Мы осеняем себя крестным знамение, когда прикладываемся к кресту или к иконе и еще много раз в течение Божественной литургии. Но это не значит, что все должны вести себя одинаково.
Со временем и поклон, и осенение себя крестом перестанет быть сложным, правда, поначалу кажется, что это доступно только посвященным, и вы боитесь сделать что-нибудь не так.
Если поначалу вы будете не совсем точно складывать пальцы или креститься в разное время, никто не станет обличать вас в ереси.
Архиерей (епископ, митрополит, Патриарх) и священники осеняют нас крестным знамением. складывая пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос.
Как вести себя за богослужением?
Не все делают и земные поклоны (в некоторые моменты богослужения многие в храме встанут на колен, вы увидите). Некоторые верующие преклоняют колена, другие стоят со склоненной головой, сидящие могут наклониться вперед и сидеть согнувшись. Стоять не возбраняется. Для православия более свойственны разнообразные формы выражения личной религиозности, чем ощущение, что за тобой наблюдают и могут оскорбиться, если ты делаешь, что-то неправильно.
(Кстати, один из бывших священников Англиканской церкви в Америке признался, что на его решение стать православным больше всего повлиял вид припадающих в земных поклонах верующих. Он подумал тогда, что именно так следует предстоять перед Богом).
В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне…» и тому подобное. Эти правила не упомянуты в церковном Уставе и неважны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Скажите стандартное успокаивающее слово «Простите», не «просвещайте» их (для этого есть священнослужители). Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы.
Как ставить свечу к иконе, и зачем это делают?
Во время службы постарайтесь не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Некоторые моменты службы требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне…» и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы…».
Что такое иконостас, что находится за ним и можно ли туда заходить?
Центральный вход называется Святыми или Царскими вратами. Ими пользуется только священник или дьякон с Чашей в руках.
По обе стороны от икон находятся двери с изображенными на них ангелами или святыми, совершавшими диаконские служение — они называются Дьяконские врата. Ими пользуются алтарники и другие служители.
Ни в Царские, ни в Дьяконские врата без благословения (разрешения) священника заходить нельзя.
Правда ли, что у женщин особое «незаметное» место в храме, что они должны быть особым образом одеты?
Женщинам стоит входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке (лучше ниже колен, но необязательно «в пол» — достаточно и юбки-«карандаша», и юбки «колоколом» new look). Мужчин, кстати, тоже просят не надевать в летнее время шорты и майки при посещении храма.
Женщине нужно иметь шарф или платок, как удобнее, чтобы войти в храм с покрытой головой; желательно быть без косметики. Во всяком случае, не нужно причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами — вы просто испачкаете Чашу или икону.
Что происходит в конце утреннего богослужения? Выносится Чаша, начинается Причастие — кто может подходить к Чаше в это время?
Во время Евхаристической молитвы подготовленный и особо выпеченный хлеб пресуществляется в Тело Христа, а вино в Чаше в Его Кровь.
Когда православные причащаются, то друг за другом подходят к священнику, который подает с ложечки (лжицы) частичку хлеба, пропитанного вином — Тело и Кровь Христовы.
Приняв Причастие, нужно подойти к столику с запивкой и кусочками хлебных просфор (нужно запить и заесть Причастие, чтобы случайно не выплюнуть Его частички после). Люди берут частички для себя или своих знакомых. Если вас кто-то угощает частичкой освященного хлеба, не пугайтесь – это не Причастие, а просто символ братства.
Случайные посетители храма или участники богослужения, не державшие пост и не читавшие молитвы перед Причастием, иногда обижаются, что их не допускают к Причастию. В Православии считается, что Причастие шире личных отношений с Христом. Оно удостоверяет вероисповедание исторического православного учения, подчинение определенному православному епископу, и преданность определенной православной общине. Тут нет каких-то привилегий, стать верным Православной Церкви может каждый. Но Евхаристия – это сокровище Церкви, и оно сберегается для тех, кто связал себя с Церковью. Это похоже на откладывание супружеских отношений до брака. Поэтому выдержите пост (3 дня без мяса, молока и яиц — или только без мяса, если вы тяжело больны или беременны) и прочитайте молитвы.
Как молиться за родных, любимых и друзей, за живых и умерших?
Вверху записки обычно указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего разборчиво пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?» — Андрея, Елены) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как мы сказали, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор.
Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.
Многие указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).
Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства.
В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».
Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи. Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по движению души.
Что такое пост? Как поститься?
Здесь, как и везде, возможны вариации. Посоветовавшись со священником, люди решают, в какой мере они могут держать эти посты, как с физической, так и духовной точки зрения – чрезмерная строгость вскоре может привести к расстройству и подавленности. Пост — это личное дело каждого человека. Как сказал св. Иоанн Златоуст в своей пасхальной проповеди, это праздник для всех, кто постился, и кто не постился: «воздержанные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!»
Важно отметить, что пост – это не жесткие правила, нарушив которые, вы подвергаетесь страшной опасности, и это не наказание за грехи. Пост – это упражнение для нашего роста и укрепления, лекарство для души.
Посоветовавшись со священником, как с духовным врачом, вы можете выработать такую меру поста, которая будет держать вас в тонусе, но не сломает. Возможно, в следующем году вы сможете осилить больше. Со временем, пережив опыт братского поста совместно с любящей общиной, многие люди обнаруживают, что им начинает нравиться постится.
Крещение
Как правильно подготовиться к Крещению?
Прийти в храм, посоветоваться с сотрудницей свечной лавки или со священником. Узнать, когда традиционно проходит Крещение в храме. Крестным и родителям нужно пройти огласительную беседу.
Как проходят огласительные беседы?
Их количество варьируется в разных храмах, минимально проходят две беседы. Узнайте в том храме, где вы собираетесь креститься или крестить.
Что делать, если крестный в другом городе или просто не может присутствовать на Крещении?
Он может пройти огласительные беседы перед Крещением в любом храме Русской Православной Церкви. Чтобы стать крестным, он должен взять справку с того прихода, где будет указаны его фамилия и имя, будет подпись священника и печать храма. На этом основании вы сможете, уже зная основы Православия и основы обязанностей крестного, стать им.
Что нужно для Крещения?
Бывает, что в свидетельстве о рождении ребенка – одно имя, а крестим другим именем. Тогда важно, чтобы имя, данное в Святом Крещении, знали и близкие, чтобы именно его вы и ваши родные писали в записках о здравии, которые подаются в храме.
Когда можно креститься?
В любой день, включая посты и праздники. Договаривайтесь о Крещении заранее, особенно если хотите приурочить его к определенной дате. Чаще всего в храмах есть расписание общих Крещений.
Как выбирать крестных?
Крестные родители не могут быть мужем и женой и в будущем вступить между собой в брак. Они должны быть воцерковленными православными людьми, носить православный крест. Нужно быть соответственно одетыми – крестная мать не должна быть на Крещении в короткой юбке, сильно накрашенной. Если у вас не получается взять двух крестных родителей, можно иметь одного крестного по полу ребенка (мальчику – крестный отец, девочке – крестная мать). Кстати, крестными могут быть бабушка или дедушка, брат, сестра, дядя, тетя, другие родственники. Категорически не могут быть крестными люди, исповедующие другую веру (мусульмане, буддисты) и принадлежащие к другой конфессии (католики, протестанты, сектанты).
Нужно ли причащаться крестным родителям?
Конечно, лучше подготовиться к этому важному событию Причастием, но ничего страшного, если вы не сможете этого сделать.
Как проходит Таинство Крещения?
Таинствосовершается над одним или несколькими людьми (детьми), длится от 30 минут до часа.
В храме в ходе совершения Таинства крещения за ребёнка дают ответ крёстные родители. С малышом на руках они становятся напротив купели. Обычно крёстный отец держит девочку, а крёстная мать – мальчика, но детей могут держать на руках и их родители. Хорошо, если у ребенка будет опыт общения со своими крестными до крещения.
В начале Таинства священник обычно читает молитву наречения имени. Имя ребенку выбирают родители. По традиции святой, в честь которого нарекается имя, почитается небесным покровителем крещаемого, а день памяти этого святого называется днем тезоименитства или, в просторечии — днем ангела.
Далее священник читает молитвы — запрещения нечистых духов, дует на уста крещаемого, его лоб и грудь и благословляет трижды. Затем следует чин отречения от сатаны в форме диалога. Священник спрашивает — восприемники отвечают за младенца.
Священник и крестные поворачиваются на запад (к дверям церкви), священник спрашивает: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»
Этот и последующие вопросы и ответы повторяются трижды. При Крещении младенца за мальчика дает ответы крёстный отец, за девочку — крёстная мать «Отрицаюся».
Священник спрашивает крещаемого: «Отреклся ли еси сатаны?» — крещаемый или восприемник его говорит: «Отрекохся».
Тогда священник говорит: «И дуни,и плюни на него». Троекратное отречение оканчивается тем, что оглашаемый дует и плюет на левую сторону на сатану, показывая этим немощь диавола и презрение к нему.
Сделав это, все поворачиваются лицом на восток. Это символизирует начало новой жизни во Христе.
Священник спрашивает: « Сочетаваеши ли ся Христу?»
Крещаемый или крестные отвечают: «Сочетаваюся». Трижды задается этот вопрос и трижды звучит ответ.
Священник снова спрашивает крещаемого: «Сочетался ли еси Христу?» — и следует ответ: «Сочетахся». Затем священник вопрошает: «И веруеши ли Ему?». Крестные отвечают: «Верую Ему, яко Царю и Богу».
Затем во исповедание веры по знаку священника крещеный или крестные читают «Символ веры».
Священник благословляет воду в купели, помазует освященным елеем воду, а затем лоб крещаемого, грудь, ниже ключиц и спину, уши, руки и ноги в знак того, что человек будет охраняем Богом, что он духовно питается, исцеляется и укрепляется.
После помазания священник, обратив младенца лицом на восток, погружает его в купель троекратно. Взрослого обливают водой или крестят в большой купели целиком.
Священник говорит: «Крещается раб Божий (раба Божия… имярек) во имя Отца…» (одновременно с произнесением этих слов священник погружает крещаемого в воду). И, возводя из воды, произносит: «Аминь». Погружая во второй раз, произносит: «И Сына…» И возводя из купели: «Аминь».
Погружая в третий раз, произносит: «И Святого Духа…»
И возводя из купели: «Аминь». «Ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Воду в купель всегда наливают теплую, той температуры, с которой обычно ребенка купают.
После купели, младенец передается восприемнику, мальчик — крестному, а девочка — крестной. Они принимают ребенка на белоснежную ткань или полотенце. Потом новокрещенный облачается в белую одежду, на него возлагается нательный крест. Белый цвет ризы символизирует духовную чистоту и равноангельское состояние человека.
Как только крещенного одели в белую одежду, священник читает над ним молитву и помазывает святым Миром крестообразно лоб, веки, ноздри, уста и уши, руки и верхние части стоп, произнося при этом:
“Печать дара Духа Святаго. Аминь”.
Непосредственно после помазания крещеного святым Миром в знак духовной радости крестным подают зажженные свечи, священник вместе с крестными и ребенком (крещаемым) трижды обходит вокруг крещальной купели, идя против движения Солнца, навстречу ему. В это время поется стих: «Ели́цы во Христа крести́стеся, во Христа облеко́стеся. Аллилуиа».
Взяв крещальную губку с водой, священник отирает ею все части тела, помазанные святым Миром, а потом происходит пострижение волос со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Остриженные волосы священник собирает и отдает одному из восприемников, который закатывает их в комочек воска и опускает в купель. Пострижение волос с древности было символом послушания и жертвы. Особенно живо и раскрывается смысл этой жертвы при крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому мы отрезаем у него несколько волос с головы.
В завершении крещения происходит воцерковление ребенка или крещеного взрослого — чин, прямая трактовка которого – дозволение новому члену общины входить в храм. Девочек подносят к царским вратам, а мальчиков проносят через алтарь. В это время происходит трогательная сцена – первая молитва матери за свое чадо. Мать должна во время этой самой сердечной молитвы совершить три земных поклона.
На этом Таинство крещения завершается, в церковных книгах делается запись о состоявшемся событии, а на ребенка выдается Свидетельство о крещении.
Венчание, свадьба
Венчание – это Таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. Это час молитвы, который закладывает духовный фундамент всей будущей семейной жизни, скрепляет отношения супругов под покровом Господа и Божией Матери.
Когда нельзя венчаться? Как организовать венчание?
Можно ли венчаться без регистрации брака?
Нельзя. Оно дает основания для венчания: для Церкви это не «штамп в паспорте», а залог церковного благословения, поданного существующей, сложившейся семье. Венчание не должно быть бессодержательным красивым мероприятием наподобие модных «репетиций свадьбы».
Как подготовиться к венчанию?
Жениху и невесте желательно за несколько дней исповедоваться и причаститься. Желательно пригласить двух свидетелей. Возьмите с собой
• Икону Спасителя и Божией Матери (ими во время Таинства священник благословит жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой).
• Обручальные кольца.
• Венчальные свечи (продаются в храме).
• Белое полотенце (традиционно — красивый вышитый рушник для постилания под ноги).
Что происходит во время Венчания?
Венчанию предшествует обручение — обмен кольцами, происходящий в притворе или в дальней части храма, который помогает осуществить священник. Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим. То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа.
После обручения священник торжественно ведет жениха и невесту. держащих зажженные свечи, в центральную часть храма.
Жених и невеста становятся на разостланный рушник перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.
Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
После совершения молитв о благословении союза наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем молились и священник, и молодожены, и их близкие — о благословении Божием, теперь видимо совершается над брачующимися: священник благословляет их венами, которые целуют молодожены, и надевает венцы на головы жениха и невесты.
Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.
Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствует их и читает завершающие молитвы.
Новобрачных подводят (обычно приглашает священник) к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы, произнося зачастую краткое наставление молодоженам. После этого близкие смогут поздравить молодых..
Молитва об умерших, панихида, похороны
Как помочь усопшему?
– Зачастую люди покидают мир нераскаянными, не приступая к церковным Таинствам. Это не значит, что он попадет в ад. Господь-сердцеведец помогает каждому, он и намерение, и душевное раскаяние каждого человека принимает даже в последние секунды его жизни, когда близким кажется, что он отошел. Облегчить загробную участь усопшего возможно, если молиться за него дома и за церковным богослужением, подавать записки о упокоении его души в храме, раздавать милостыню и жертвовать на храмы. Можно ради усопшего потрудиться для Церкви (в приходском храме или в монастыре) и для людей (добровольцем в детских приютах, домах престарелых, хосписах).
Для чего совершается поминовение усопших?
– Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда Божия над ней душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук, определенных ей на Страшном Суде в конце времен. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитв за умершего его родственников, друзей, Церкви. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания.
Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?
Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней – от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.
Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. И в это время Святая Церковь опять особо молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии.
Символически поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося.
Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Израильтяне достигли Земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.
Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подав записки на Литургию и (или) панихиду.
Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он неправославный?
Некрещеных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умерли вне Церкви – не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его.
Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома (читают канон) святому мученику Уару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством избавил от вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.
Что такое канун?
Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Не нужно приносить в храм мясную пищу.