Богослужения Великого Четвертка, Пятка и Субботы

Эти дни приближают нас к Крестным страданиям Христа и Его Светлому Воскресению…

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Великий Четверг приближает нас к часу Крестных страданий Христа. Суть Великого четверга, прежде всего, заключается в воспоминании Тайной Вечери, во время которой Христос установил главное Таинство Церкви — Евхаристию (Святое Причастие), то есть Господь даровал людям Свои Тело и Кровь.

Это событие подробно описывается в Евангелии от Матфея (Мф 26:26–48).

Собрав своих ближайших учеников, Христос дает им вино и преломляет для них хлеб со словами: «Приимите, ядите, это Тело Мое за вас предаваемое, и Кровь Моя, за вас изливаемая». Поэтому в этот день верующие, за исключением каких-то чрезвычайных ситуаций, стараются посетить  храм и причаститься Святых Христовых Тайн.

Почему этот четверг еще называют чистым?

В начале Тайной Вечери Христос в знак Своего смирения омыл ноги Своим ученикам, тем самым показав им пример истинного смирения и служения ближнему, пример того, как должно им обращаться друг с другом, не превознося себя.

В память об этом моменте евангельской истории в Церкви установлена традиция — чин омовения ног. За богослужением в кафедральных соборах  архиерей омывает ноги 12 священникам или монахам.

Возможно, именно благодаря этому чину возникла традиция убирать дома и квартиры в Чистый четверг. Но стоит помнить, что суть этого дня состоит вовсе не в уборке жилища, а в духовном очищении, покаянии и подготовке души ко Святому Причащению. Об этом нам напоминает еще одна теория происхождения названия «Чистый четверг» — в раннехристианские времена оглашенных (готовящихся крещению) крестили в Страстную субботу, накануне Пасхи. К этому событию готовились весь Великий пост. И поэтому Чистый четверг действительно назывался чистым от того, что перед Крещением и Пасхой они приводили себя в порядок, чтобы в Великие пятницу и субботу об этом не думать, а думать о Христе умершем и воскресшем.

Обязательно ли в этот четверг мыться, делать уборку и стирать?

— К сожалению, такое понимание Великого четверга — печальный плод атеистического прошлого. У людей сохранилась память о христианской традиции — выраженная в том числе и в названиях. Но подлинный смысл этих названий для большинства людей был утерян. Поэтому слова «Чистый четверг» ассоциировались исключительно с уборкой дома – мытьем, стиркой, баней.

Вечером в Чистый четверг совершается служба Страстных Евангелий — этот богослужение Великой Пятницы, совершаемое по церковному уставу накануне ее. Воспоминания о страстях (страданиях) Христовых содержатся у всех четырех евангелистов, поэтому богослужения Страстной пятницы наполнены чтением этих отрывков Священного Писания во время службы.

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

В этот день Церковь вспоминает страшные страдания, смерть на кресте и погребение Господа нашего Иисуса Христа.

События Страстной пятницы – самые страшные события в истории человечества для верующих людей. В этот день на кресте был распят Господь. Он пришел в мир, чтобы своей смертью искупить наши грехи. Так, посредством самой позорной казни, совершилось спасение всего человеческого рода.

В знак скорби в Великую пятницу не совершается самое торжественное богослужение – Литургия, ведь сам Господь принес себя в жертву на Голгофе за всех нас.

В третьем часу дня – час смерти Христа — в воспоминание о снятии его тела с креста служится вечерняя с вынесом Плащаницы (полотнище, с изображением лежащего во гробе Иисуса Христа).

Затем совершается чин Погребения. По сути, это отпевание Христа: во время службы верующие стоят с заженными свечами, поются погребальные тропари.

В память о страшных мучениях Господа, в этот день церковный устав рекомендует христианину придерживаться максимально строгого поста.

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

Великая Суббота — последний день перед Пасхой.

В Евангельских евангельских событиях этого дня описывается снятие с креста Иисуса и положение Его во гроб.

Также в Великую Пятницу Субботу церковь вспоминает сошествие Спасителя в Ад ад, где Он попрал Он силу дьявола и возвестил о победе над смертью.

Что такое Плащаница?

Если зайти в любой православный храм с двух часов дня Великой пятницы до полуночи Пасхи, то обязательно можно увидеть стоящий посреди церкви стол, на котором лежит больших размеров, расшитое золотыми нитками, украшенное бисером и ценными камнями полотнище дорогой ткани. Приглядевшись, можно увидеть изображенного на нем Христа,  лежащего в гробе. Это – плащаница.

Традиция выносить на середину храма «гроб Господень» – относительно недавняя. Примерно в XIV веке на утрени Великой субботы (то есть во второй половине дня пятницы) во время выноса Евангелия использовали небольшой платок с изображением умершего Спасителя. Этим платком покрывали книгу во время шествия, как бы наглядно показывая, что Господь уже лежит в гробе телом, а душою сходит в ад. Примерно в XVI веке платок превратилось в большое полотнище, известное нам сейчас как Плащаница.

Сначала Плащаница лежала на престоле в алтаре всю Светлую седмицу, чуть позже ее стали оставлять вплоть до вознесения. Это была уже не просто материя с изображенным на ней Христом, а целый шедевр ткацкого искусства, украшенный по строгим правилам. Традиция выносить «гроб Господень» для поклонения верующих окончательно утвердилась не ранее XVII века, а современный порядок приобрела уже веку к XIX.

В наши дни изображение умершего Спасителя выносится в конце вечерни Великой пятницы, которая служится в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте. Под пение “Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи («Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе»)” священнослужители поднимают Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, и переносят на заранее приготовленный стол — «гробницу», и все присутствующие в храме поклоняются почившему Господу. Вечером, на службе утрени Великой субботы (вечером в пятницу) перед Плащаницей совершается чин «оплакивания Христа». В конце этого удивительного обряда совершается крестный ход вокруг храма, с пением погребальной молитвы «Святый Боже…». Впереди шествия священники несут Плащаницу. Этим верующие как бы провожают Спасителя и хоронят Его. До пасхальной заутрени (полночь на воскресенье) изображение покоящегося Христа пребывает в храме, потом его заносят в алтарь и кладут на престол. Здесь оно покоится до праздника отдания Пасхи (канун Вознесения).

Иконография Плащаницы очень проста. По сути, это живописная копия Туринской плащаницы – пелены, в которую было завернуто тело Спасителя и на которой чудесным образом осталось изображение Господа.

На храмовых плащаницах Спаситель изображен лежащим в гробе, нагим, в набедренной повязке. Иногда его окружают фигуры ангелов, Богородицы, апостолов, но сейчас такие композиции встречаются редко. По краю Плащаницы идет вышитый золотыми нитками текст стихиры: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи». По углам полотнища (иногда на отдельно пристегиваемых ромбовидных скрижалях) изображаются четыре евангелиста.