Катехизация

Документы:

ЦИРКУЛЯР об огласительных беседах (.pdf)

«Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви»

24 июня 2010 г.

В просветительском служении Церкви важнейшее значение имеет катехизация – содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни. Исполняя свою спасительную миссию, Церковь должна оказывать такое содействие всем, кто нуждается в нем. Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования.

 Основным содержанием катехизации является наставление уверовавшего в Бога человека в нравственных нормах христианства, сообщение ему главных вероучительных истин, ознакомление его со Священным Писанием, как Божественным Откровением, приобщение его к литургической жизни  Церкви, к святоотеческому  молитвенному и аскетическому опыту.

Сегодня нужна гибкая и дифференцированная система катехизации перед Таинством Крещения и после него. Необходимо создавать целостную, комплексную систему непрерывной приходской катехизации с различием форм и уровней, с учётом духовного состояния людей, их возраста, национальной и социальной принадлежности.

Катехизическая деятельность на приходе

  • Основными направлениями катехизической деятельности на приходе являются:
  • оглашение (подготовка людей, уверовавших в Бога, к Таинству Крещения),
  • пастырская деятельность по подготовке прихожан к участию в Таинствах, проповедь Слова Божия,
  • совершенствование пения и чтения на богослужении и разъяснение его содержания,
  • систематическая духовно-просветительская работа с прихожанами (в т.ч. воскресная школа для взрослых, беседы, приходская библиотека, регулярные паломничества и др.),
  • православное  воспитание и образование детей, подростков и членов их семей (преимущественно через церковно-приходскую воскресную школу),
  • приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни,
  • катехизация в процессе социального служения (в больницах, тюрьмах, детских домах и т.п.).

Ответственность за организацию и осуществление катехизической деятельности в приходе лежит на настоятеле. Для  эффективного развития этой деятельности настоятелям следует иметь помощника на должности педагога-катехизатора в штатном расписании прихода (Определение Архиерейского собора 2004 г. «О вопросах внутренней жизни РПЦ» п.10, Постановления Архиерейского совещания 2 февраля 2010 г., п.1.8). Такой сотрудник должен быть аттестован(*)  в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации.

1. Оглашение

В настоящее время большинством духовенства сознается недопустимость практики совершения Таинства Крещения без предварительного оглашения и, в то же время, недостижимость повсеместной полноценной подготовки к Таинству. Следуя церковной икономии, Отдел предлагает принять во всех епархиях следующие правила подготовки к совершению Таинства Крещения:

1.1. Оглашение следует проводить со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять Таинство Крещения. Недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного). В случае крещения младенцев обязательную подготовку должны пройти родители и восприемники.

1.2. Священникам и крещаемым следует стремиться к возможно более полной подготовке к Таинству, а крещаемым — настраиваться на церковную жизнь и после Крещения.

1.3. При отсутствии возможностей или условий для продолжительного (от нескольких месяцев и более) оглашения священниками должны строго соблюдаться требования минимального обязательного оглашения  в следующем объеме:

А) проведение двух предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни, и направленных на укрепление его веры и его готовности изменить свою жизнь ради Христа. (В первой беседе внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека с просьбой о крещении и помощи ему в осознании подлинных христианских мотивов крещения, ответам на его вопросы. Во второй — акцент должен быть сделан на нравственных аспектах христианской жизни и на проверке правильности усвоения им вероучительных знаний. В период между беседами предполагается самостоятельный духовный труд: чтение Евангелия, обретение опыта личной молитвы и посильное участие в литургической и церковно-общинной жизни прихода).

Б) Перед совершением Таинства необходима исповедальная беседа, во время которой священник раскрывает смысл обетов Крещения и выявляет отношение к ним оглашаемого. Выясняет, нет ли в жизни человека препятствий к участию в Таинстве Крещения, как то, блудное сожительство, работа или иная деятельность не соответствующая нормам христианской нравственности и т.п. В случае выявления препятствий совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни оглашаемого.

В) После Крещения требуется  наставление новокрещеного к последующей церковной жизни с подчеркиванием особого значения Таинства Евхаристии для православного христианина. Такое наставление должно содержать конкретные предложения по его участию в жизни прихода.

1.4. В приходах, где создаются благоприятные условия, желательно повышать уровень минимальных требований к оглашаемым, как это сделано в ряде приходов, где обязательным условием крещения является цикл тематических бесед (3-12 и более) для группы оглашаемых в сочетании с их самостоятельным духовным трудом (см. выше п.1.3.А), а послекрещальное наставление развернуто в цикл тайноводственных бесед.

При индивидуальной подготовке оглашаемого к принятию таинства Крещения продолжительность периода оглашения и количество бесед можно варьировать, но, несомненно, длительность подготовки играет положительную роль.

1.5. Критерием готовности человека к принятию Таинства Крещению следует признать его сознательное и ответственное отношение к обетам Крещения.

1.6. С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, следует проводить разъяснительные беседы о смысле и значении Таинства Крещения и о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью,  воспитывать в вере детей и регулярно причащать их после Крещения. Уместно предложить родителям и восприемникам подготовиться к Таинству крещения младенца через личное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.

В каждом конкретном случае условия подготовки к Таинству Крещения должны определяться священником с пастырской любовью и рассудительностью.

1.7. Само совершение Таинства Крещения может и должно стать существенной частью катехизации. Желательно возрождение древней практики совершения Крещения на крещальной литургии накануне великих праздников в торжественной обстановке (после проведения цикла огласительных бесед для группы обратившихся).

2. Систематическая катехизическая деятельность.

2.1. Для новопросвещенных христиан, а также для тех, кто, будучи крещен ранее, хочет возобновить молитвенно-евхаристическое общение с Церковью, необходимо предлагать систематические катехизические беседы и занятия, которые могут проводиться в форме воскресной школы для взрослых или в иных удобных формах.

2.2. Нужно расширять практику изучения Священного Писания в приходах в форме библейских, евангельских бесед и кружков. Работа в небольших группах с обсуждением текстов Библии обычно помогает участникам глубже воспринимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни.

2.3. Богослужения, Таинства и обряды Церкви, в которых участвуют новоначальные христиане, полезно сопровождать своевременным катехизическим пояснением, раскрывающим их духовный смысл. Целесообразно проводить занятия и беседы для желающих глубже понять содержание богослужений.

2.4. Должное внимание надо уделить созданию и развитию приходских и епархиальных библиотек и медиатек, ориентированию прихожан в православных ресурсах сети Интернет.

2.5. Экскурсионно-паломническая деятельность имеет высокий духовно-просветительский потенциал, который следует в полной мере использовать.

3. Катехизическая работа с семьей.

При современном кризисе семьи особое внимание необходимо уделять подготовке к Таинству Венчания. Брачующиеся должны осознавать высокий христианский смысл брака, как пути спасения, и ответственность за него. Целесообразно ввести порядок подачи письменных прошений о совершении Таинства Венчания заблаговременно (за 1-2 месяца) по аналогии с правилами, установленными государством для регистрации брака. Это время, благоприятное для углубления церковной жизни вступающих в брак, может быть эффективно использовано для катехизической работы: объяснения будущим супругам непосредственной связи Таинства Брака с Таинством Евхаристии, христианского смысла семьи, как пути спасения, как малой церкви. Церковное попечение о семье должно продолжаться и после совершения Таинства Брака. Важной задачей является организация православной психологической консультации для семей.

4. Церковно-приходская воскресная школа

– основная форма православного воспитания детей и подростков на приходе. Она должна воспитывать детей на христианских началах, передавать им базовые вероучительные знания и навыки церковной жизни.

Подлинным критерием успешности работы воскресной школы является реальное принятие учащимися нравственных норм православной жизни, проявляющееся в решимости противостоять порокам и соблазнам, в участии в Таинствах Церкви. Детей и подростков, посещающих воскресную школу, следует приобщать к участию в жизни прихода и, по возможности, к социальной и благотворительной деятельности.

Церковно-приходские воскресные школы должны действовать в каждом приходе. Все они должны быть аттестованы(*) епархиальным отделом религиозного образования и катехизации, и каждый преподаватель воскресной школы должен регулярно проходить аттестацию(*).

5. Иные формы катехизической деятельности на приходе

В храмах, посещаемых и во внебогослужебное время, должен быть дежурный, способный давать вразумительные ответы на обычные вопросы приходящих. Рекомендуется настоятелям больших городских приходов создавать в храмах консультативную службу по вопросам веры и церковной жизни, привлекая для этого образованных мирян. Имеющийся опыт показывает эффективность индивидуальных просветительских бесед в катехизаторской и миссионерской   работе с заходящими в храм малоцерковными людьми. Такая деятельность особенно полезна в дни, когда храмы посещает большое число людей, редко участвующих в таинствах Церкви (Богоявление, Великая Суббота, Пасха Господня, Рождество Христово, дни поминовения усопших). В приходе следует распространять катехизические листки, посвященные праздникам, таинствам, богослужению и отдельным вопросам церковной жизни, размещать информационную доску, содержащую просветительскую информацию.

Необходимо особо заботиться о повышении церковной грамотности и о духовно-нравственном совершенствовании сотрудников храма и продавцов в церковных лавках. Настоятелям приходов рекомендуется организовывать для них проведение духовно-просветительских бесед, направлять их на обучение, строго контролировать практику их отношения к прихожанам и покупателям.

Организация катехизической деятельности в епархии

6. Консолидация усилий отдельных приходов способна существенно повысить уровень катехизической деятельности в епархии.

6.1. Во исполнение Определения Архиерейского Собора 2004 г. «О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви» (п. 10) во всех епархиях должны быть назначены помощники благочинных по религиозному образованию и катехизации(*).

6.2. Следует организовать при епархиальных отделах религиозного образования и катехизации совещательный орган помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации(*).

6.3. Следует уделять особое внимание подготовке, повышению квалификации и созданию соответствующих благоприятных условий для деятельности специалистов в области катехизации и педагогов церковно-приходских воскресных школ.

6.3.1. Епархиальная система подготовки кадров и повышения квалификации должна включать три основных составляющих: 1) подготовка преподавателей для курсов катехизаторов (в духовных академиях, семинариях, в православных ВУЗах, на факультетах и кафедрах теологии), 2) повышение квалификации действующих преподавателей (краткосрочные курсы), 3) подготовка и переподготовка специалистов в области катехизации для приходов по различным профилям (помощник настоятеля, помощник благочинного, педагог-катехизатор, преподаватель, воспитатель, организатор воскресной школы, летнего лагеря, экскурсовод паломнических групп и т.п.) на 2-3-х летних катезизаторских, богословско-педагогических курсах, в катехизаторских училищах и других церковных учебных заведениях по соответствующим стандартам(*).

6.3.2. Катехизаторские (богословско-педагогические) курсы или/и училища должны действовать во всех епархиях. Желательно учреждать катехизаторские курсы в благочиниях на базе просветительских центров, а в епархиях – на базе отделов религиозного образования и катехизации, семинарий, академий и православных ВУЗов. Все центры подготовки специалистов в области катехизации должны регулярно проходить аттестацию(*) в епархиальных отделах религиозного образования и катехизации.

6.3.3. На уровне епархий, округов и приходов необходимо находить возможности для материального обеспечения катехизической и образовательной деятельности (в том числе через создание образовательных фондов, прямого епархиального финансирования и др.).

6.4. Следует создавать в епархиальных отделах религиозного образования и катехизации методические центры по катехизации. Учебно-методические материалы по катехизации и воскресным школам должны проходить экспертизу в научно-методическом экспертном совете при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

6.5. Целесообразно взаимодействие и координация усилий епархиальных отделов религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви с соответствующими епархиальными структурами:

а) миссионерскими отделами (комиссиями) – по объединению усилий в организации отдельных сопряженных форм катехизической и миссионерской деятельности; по обеспечению преемственности катехизаторских и миссионерских программ.

б) отделами (комиссиями) по делам молодежи – по обеспечению взаимодействия и преемственности между воскресными школами для детей и молодежными организациями; по осуществлению катехизаторских программ для молодежи.

в) социальными отделами (комиссиями) – по подготовке социальных работников к катехизической деятельности; по участию педагогов-катехизаторов в социальных программах.

6.6. Взаимодействие епархиальных отделов с синодальным Отделом религиозного образования и катехизации в области катехизической деятельности осуществляется в рабочем порядке, регламентированном Положением о епархиальном Отделе религиозного образования и катехизации.

 ——————————

(*) Соответствующие нормативные документы и методические материалы находится в стадии доработки в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Методические разработки и другие материалы по катехизической деятельности находятся и будут появляться на медиа-портале Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви: http://media.otdelro.ru

Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла о подготовке к Таинству Крещения от 3 апреля 2013 г.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

КИРИЛЛ

«3»_04_ 2013 г. 119034 Москва, Чистый пер. 5

РАСПОРЯЖЕНИЕ № P-01/12

В связи с утверждением Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2-5 февраля 2013 года документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», принятого Священным Синодом 27 декабря 2011 года (журнал № 152), считаю необходимым придать более систематический характер исполнению на приходах епархии города Москвы указаний, содержащихся в этом документе относительно минимальных требований к подготовки лиц к принятию Таинства Крещения.

Во всех приходах, патриарших и монастырских подворьях, а также монастырях, находящихся в Патриаршем управлении должны неукоснительно соблюдаться положения, предусмотренные разделом II. 1 упомянутого выше документа, которым, в частности, предусмотрены минимальные требования к оглашению взрослых людей и детей старше 7 лет, желающих принять Таинство Крещения, а также родителей и восприемников детей младше 7 лет. Эти минимальные требования включают в себя:

  • в отношении крещаемых (кроме младенцев), родителей и восприемников — участие не менее, чем в двух огласительных беседах, проводимых священником или катехизатором, об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни;
  • в отношении крещаемых (кроме младенцев) — личную покаянно-исповедальную беседу со священником.

Беседы надлежит проводить на безвомездной основе.

При прохождении перечисленными лицами указанных бесед им надлежит выдавать свидетельствующий об этом документ, за подписью катехизатора и (или) священника, для предъявления в день совершения Таинства Крещения.

В тех случаях, когда готовящийся к принятию Таинства Крещения прошел оглашение в другом храме, им предъявляется соответствующий документ, заверенный печатью храма. В тех случаях, когда родители или восприемники уже научены основам веры и участвуют в церковной жизни, им надлежит представить рекомендацию духовника или настоятеля храма, прихожанами которого они являются.

Исключение из этих требований составляют случаи смертельной опасности для готовящегося принять Таинство Крещения.

Данное распоряжение вывесить во всех храмах за свечным ящиком и, где таковые имеются, в притворах крестильных храмов. Контроль за его исполнением возлагается на Преосвященных, управляющих викариатствами, и на отцов благочинных.

КИРИЛЛ

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви

Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал № 152).

Христианская вера основана на Божественном Откровении, возвещенном пророками и апостолами. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2). Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения — Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян. 2:42).

Научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. В центре этого научения — Слово Божие, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, «и слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4-5).

Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью.

Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях святых отцов:

46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».

78 правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».

47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».

7 правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».

О том же говорил и святитель Василий Великий: «Вера и крещение — суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою» («О Святом Духе», глава 12).

Эта практика находит также свое отражение в трудах древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении.

Просветительское служение Церкви, основанное на учительстве, включает в себя катехизацию и религиозное образование. Катехизация — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Религиозное образование — это наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.

Настоящий документ, основываясь на Священном Писании, постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и святоотеческих подходах к оглашению, определяет основные направления, формы и содержание просветительского служения Русской Православной Церкви

I. Организация просветительского служения Церкви

Просветительское служение в Русской Православной Церкви осуществляется на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях.

I.1. Просветительская работа на общецерковном уровне

На общецерковном уровне катехизическую и религиозно-образовательную работу возглавляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (далее — Синодальный отдел). Синодальный отдел является координационным органом по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях.

Синодальный отдел:

  1. вносит для рассмотрения Священноначалием проекты нормативных документов, регламентирующих образовательную и катехизическую деятельность Русской Православной Церкви;
  2. обращается к епархиальным архиереям и руководителям профильных структурных подразделений епархий, направляет им свои нормативные документы и методические материалы, запрашивает соответствующую информацию;
  3. осуществляет взаимодействие с другими Синодальными структурами по вопросам организации и координации образовательной и катехизической деятельности;
  4. контролирует функционирование системы подготовки кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности;
  5. контролирует состояние образовательной и катехизической деятельности на общецерковном и епархиальном уровнях;
  6. осуществляет информационное сопровождение образовательной и катехизической деятельности;
  7. проводит экспертизу учебной, катехизической, научно-педагогической, методической литературы и аудио- и видеоматериалов для использования в Русской Православной Церкви;
  8. организует и проводит образовательные конференции, чтения, конкурсы.

I.2. Просветительская работа на епархиальном уровне

Общее руководство епархиальными подразделениями, действующими в области катехизической и религиозно-образовательной деятельности, осуществляет правящий архиерей. Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел (или профильный ответственный епархиальный сотрудник), который в своей работе руководствуется общецерковными нормативными документами, указаниями правящего архиерея, рекомендациями Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Зарплаты сотрудников, организационные расходы, программы и мероприятия профильного епархиального отдела оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств.

Осуществляя организационную и методическую деятельность в области катехизации и религиозного образования, профильный епархиальный отдел (ответственный епархиальный сотрудник):

  1. определяет методику и формы проведения огласительных бесед и бесед перед Таинством Венчания;
  2. курирует работу действующих и инициирует создание новых духовно-просветительских центров, катехизических курсов, воскресных школ для детей и взрослых, координирует реализацию иных форм духовно-просветительской деятельности;
  3. курирует, координирует, контролирует деятельность православных образовательных учреждений (детских садов, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев);
  4. проводит конференции, съезды, семинары образовательной и катехизической тематики;
  5. осуществляет методическую поддержку реализации всех форм и направлений образовательной и катехизической деятельности в епархии;
  6. взаимодействует с органами государственного управления, образовательными учреждениями, средствами массовой информации и общественностью в пределах сферы ответственности;
  7. проводит анализ отчетов по образованию и катехизации из благочиний и предоставляет утвержденный епархиальным архиереем сводный отчет в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации;
  8. организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности, а также проводит их аттестацию.

В соответствии с пунктом 18 Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-4 февраля 2011 года) «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»

, в епархиях может создаваться профильная коллегия. Коллегия, являясь совещательным органом, формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с типовым Положением, принимаемым Священным Синодом.

I.3. Просветительская работа на благочинническом уровне

На уровне благочиния общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного сотрудника, ответственного за катехизическую и образовательную работу в благочинии. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению благочинного, согласованному с председателем профильного отдела епархии. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником). Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения профильных программ и мероприятий в благочинии.

Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии:

  1. осуществляет взаимодействие с епархиальным отделом, участвует в работе коллегии при нем, в благочиннических и епархиальных мероприятиях в области образования и катехизации;
  2. осуществляет регулярное взаимодействие с приходскими катехизаторами, директорами воскресных школ и координирует их деятельность;
  3. осуществляет регулярное взаимодействие с директорами православных образовательных учреждений, участвует в представлении их интересов перед государственными и муниципальными органами;
  4. помогает настоятелям приходов, в штат которых не входит приходской катехизатор, в организации и осуществлении катехизической деятельности по направлениям, указанным в п. 1.4;
  5. организует мероприятия в области образования и катехизации в масштабе благочиния;
  6. проводит анализ приходских отчетов по катехизации и деятельности воскресных школ;
  7. составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности по соответствующей форме, согласовывает их с профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником) и утверждает у благочинного;
  8. регулярно повышает квалификацию на епархиальных или общецерковных курсах повышения квалификации.

I.4. Просветительская работа на приходском уровне

На приходском уровне общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы находятся в компетенции настоятеля. Попечение об этой работе должно быть возложено на штатного приходского катехизатора, в тех приходах, где есть возможность создать такую должность. Решение об освобождении прихода от необходимости иметь данную штатную единицу принимает благочинный по представлению настоятеля с последующим докладом епархиальному архиерею. Такое решение может быть принято в отношении малочисленных приходов, в первую очередь находящихся в сельской местности и малых городах.

Деятельность воскресной школы для детей по благословению настоятеля организует директор воскресной школы.

По благословению настоятеля прихода осуществлять катехизическую деятельность могут клирики прихода, студенты и выпускники духовных школ и профильных учебных заведений, а также миряне, получившие соответствующее образование и квалификацию катехизатора. При этом деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство.

Приходской катехизатор и директор воскресной школы назначаются на должность и освобождаются от должности настоятелем, зачисляются в штат прихода с окладом согласно штатному расписанию, подчиняются настоятелю и согласовывают свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником) и с ответственным за катехизическую и религиозно-образовательную работу в благочинии.

Соответствующие программы и мероприятия прихода оплачиваются из средств прихода и привлеченных средств.

Приходской катехизатор организует или проводит:

  1. огласительные беседы перед Таинством Крещения со взрослыми, детьми сознательного возраста, родителями и восприемниками малолетних детей, а также беседы с лицами, желающими вступить в брак; эти беседы дополняют личное пастырское общение священника с готовящимися принять Таинства;
  2. занятия в воскресной школе для взрослых с целью расширения знаний прихожан и сотрудников прихода по основам православного вероучения;
  3. библейские (евангельские) беседы, беседы по вопросам богослужения;
  4. работу службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме;
  5. духовно-просветительскую работу во время паломнических поездок, организованных приходом;
  6. разработку и распространение катехизических листков к православным праздникам, воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам.

Приходской катехизатор:

  1. осуществляет регулярное взаимодействие с помощником благочинного по катехизации и профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником);
  2. по благословению настоятеля участвует в благочиннических и епархиальных мероприятиях катехизической направленности;
  3. составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности, утверждает их у настоятеля и предоставляет помощнику благочинного по катехизации;
  4. регулярно повышает квалификацию, в частности на епархиальных курсах повышения квалификации.
  5. Направления, формы и содержание просветительского служения Церкви

II. Оглашение

Оглашение — это совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение. Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения.

Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.

Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.

Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.

В таком случае рекомендуется отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства.

В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью.

Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви.

При отсутствии возможностей или условий для оглашения должны соблюдаться следующие минимальные требования:

  • Необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла Таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке.
  • После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением Таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви.

В случае совершения Крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после Крещения при первой возможности.

При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии.

Восприятию Крещения как события, важнейшего в личной жизни человека и значимого для церковной общины, будет способствовать должная подготовка к принятию Таинства, возрождение древней практики его совершения в присутствии и при участии прихода в соединении со Святой Евхаристией в Великую Субботу, в навечерие Рождества и Богоявления.

II.2. Духовное просвещение крещеных людей

Неотъемлемой частью жизни прихода должны стать систематические духовно-просветительские беседы и занятия, которые могут проводиться в форме воскресной школы или в иных формах. Более сложной и эффективной формой систематического духовного просвещения мирян являются богословские курсы, которые могут быть организованы на одном из крупных приходов и осуществлять свою деятельность в рамках города, благочиния или епархии.

В связи с этим одним из направлений развития катехизического служения на приходском, благочинническом и епархиальном уровне должно стать создание и обеспечение деятельности информационных ресурсов в интернет-пространстве, организация работы общедоступных библиотек и медиатек, издание и распространение духовно-просветительской литературы.

Необходимо расширять практику изучения на приходах Священного Писания в форме библейских бесед и кружков. Изучение и обсуждение Библии в небольших группах под руководством священнослужителя или катехизатора-мирянина должно помогать прихожанам глубже понимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни, а также содействовать возрождению и развитию церковно-приходских общин. Следует также проводить для прихожан внебогослужебные беседы, посвященные изучению Таинств и обрядов Православной Церкви.

В больших приходах рекомендуется создавать консультативные службы по вопросам православной веры и церковной жизни, привлекая для этого служения как клириков храма, так и духовно просвещенных мирян. Современный опыт церковно-приходской жизни свидетельствует об эффективности индивидуальных просветительских бесед с заходящими в храм невоцерковленными людьми. Особого попечения требуют люди, которые пришли в храм из-за случившегося горя. В храмах рекомендуется размещать стенды с духовно-просветительской информацией, издавать и распространять общедоступные миссионерские, катехизические и духовно-просветительские материалы.

Предметом особого пастырского попечения настоятелей приходов должно стать повышение уровня церковной грамотности сотрудников храма, а также забота об их духовно-нравственном совершенствовании. Рекомендуется организовывать для них соответствующие специфике их служения духовно-просветительские беседы, поощрять их к получению церковного образования, контролировать их отношение к прихожанам.Одной из важных форм современной церковной жизни являются паломнические поездки. Настоятелям приходов, сотрудникам паломнических служб и ответственным мирянам следует помнить, что экскурсионно-паломническая деятельность имеет большой духовно-просветительский потенциал, который необходимо правильно использовать для проповеди Слова Божия и наставления паломников в православной вере.

Основной формой православного духовно-нравственного воспитания и катехизации детей и подростков являются церковно-приходские (воскресные) школы.

Деятельность церковно-приходских школ ориентирована на всестороннее воцерковление детей и юношества, на усвоение учащимися христианских нравственных норм и на активное включение их в церковную жизнь. Для достижения этой цели наряду с учебным процессом необходимо уделять значительное внимание организации внеучебной деятельности церковно-приходских школ: паломнических поездок, летних лагерей, участия в крестных ходах, подготовки рождественских и пасхальных спектаклей, хорового пения и художественного творчества, участия детей и подростков в социальном служении прихода.

Настоятель прихода должен иметь особое попечение о повышении уровня богословских и педагогических знаний преподавателей, воспитателей и руководителей церковно-приходских школ.

Современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает Церковь уделять особое внимание подготовке верующих к Таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей.

По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении.

Церковное попечение о семье должно заключаться в подготовке молодежи к вступлению в брак и духовной поддержке семьи после ее создания.

Большое значение имеет размещение и распространение духовно-просветительской информации в родильных домах и женских консультациях, проведение катехизических бесед о христианском понимании любви и брака со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами средне-специальных и высших учебных заведений. Важным направлением развития духовно-просветительской деятельности Церкви является создание и организация работы различных форм православных консультаций по вопросам семьи и брака.

***

Православная Церковь обладает богатым и разнообразным опытом просветительской деятельности, основанной на Священном Писании и святоотеческой традиции. Современный мир, переживающий состояние духовно-нравственного кризиса, остро нуждается в живом христианском свидетельстве о Церкви, которая совершает «разумное служение» (Рим. 12:1) Богу и учит всякого человека поклоняться Ему «в духе и истине» (Ин. 4:24). Жизнь настойчиво требует актуализации накопленного в веках благодатного опыта просветительского служения и его творческого использования в наше время. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6) для людей всех времён, культур и народов. И сегодня, как прежде, Господь призывает Свою Церковь ревностно совершать «служение слова» (Деян. 6:4), чтобы помочь современному человеку найти путь к Богу, познать истину и обрести вечную жизнь в Царстве Божием.

Святейший Патриарх Кирилл: Недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными

В докладе на Епархиальном собрании г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отдельно остановился на вопросах практики совершения Таинства Крещения.

«Прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять Святое Крещение, откликались на него незамедлительно, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви; надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения».

Развитие катехизационной работы на московских приходах будет регламентировано готовящимися «Рекомендациями об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви»

В этом документе, в частности, особое внимание обращается на подготовку к Крещению, к осознанному принятию церковных Таинств, ко вступлению в церковный брак, а также к дальнейшему участию в жизни прихода. В настоящее время указанный документ разослан по епархиям для ознакомления и отзывов и в основном получает одобрительную оценку со стороны епархиальных отделов религиозного образования и катехизации.

Святейший Патриарх Кирилл предложил в Москве принять в качестве общего руководства к действию некоторые основные положения этого документа:

«Оглашение следует проводить со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять Таинство Крещения. Недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного). В случае крещения младенцев подготовку должны пройти родители и восприемники. При оглашении необходимо:

  • проведение не менее двух предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни, и направленных на укрепление его веры и его готовности изменить свою жизнь ради Христа;
  • проведение исповедальной беседы со священником перед совершением Таинства (для взрослых);
  • наставление новокрещеного к последующей церковной жизни после Крещения, которое должно содержать конкретные предложения по его участию в жизни прихода.

Критерием готовности человека к принятию Таинства Крещения следует признать его сознательное и ответственное отношение к обетам Крещения: намерение оставить греховную жизнь и искреннее исповедание веры.

С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, следует проводить разъяснительные беседы о смысле и значении Таинства Крещения и о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей».

«Что касается взрослых крещаемых, то в тех случаях, когда это возможно и когда есть готовность и желание самих крещаемых, то следовало бы подумать о возрождении древней практики совершения Крещения на крещальной Литургии в торжественной обстановке, естественно, после проведения цикла огласительных бесед», — заявил Предстоятель Русской Церкви.

По словам Его Святейшества, в настоящее время Отдел религиозного образования и катехизации

Русской Православной Церкви совместно с катехизаторскими курсами во имя священномученика Фаддея и Патриаршим подворьем храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках ведет в Москве «проект подготовки катехуменов через длительное (несколько месяцев) оглашение, которое должно завершиться принятием Таинства Крещения в Великую субботу, как то было в древности за архиерейской крещальной Литургией». «Такая практика могла бы войти в обиход и других московских благочиннических округов», — отметил Предстоятель.

Также Святейший Патриарх Кирилл поручил Богослужебной комиссии разработать унифицированный стандарт бланка о Крещении и о Венчании.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси