Литургия Преждеосвященных Даров — когда она совершается и чем отличается от обыденных богослужений?

Сегодня, 21 марта, в Никольском храме поселка Рощино вновь была совершена Литургия Преждеосвященных Даров. Что это за богослужение, чем оно отличается от «обычной» Литургии святого Иоанна Златоуста?

Отвечает протоиерей Виталий Тимченко, настоятель храма Воскресения Христова в Приветнинском:

Давайте вспомним, что означает слово «Литургия». С греческого перевода — » общее дело», но если добавим слово «Божественная», значит, самое главное — общественное дело в молитве к Богу. Во время этого дела  совершается главное Таинство Церкви -Таинство Причащения или Евхаристия (с греческого «Благодарение»).
Церковь  сохранила три вида Божественной Литургии: Литургия свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и Литургия Преждеосвященных Даров, или свт. Григория Великого, Двоеслова, папы Римского (кстати, его память будет совершаться на этой неделе, 25 марта).

Литургия Преждеосвященных Даров совершается в Великий Пост:
по средам и пятницам, в четверг 5-ой седмицы Великого поста, в понедельник, вторник и среду на Страстной Седмице, в дни памяти св. Иоанна Предтечи (9 марта в невисокосн. г., 8 марта – в високосн. г.) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на воскресенье,в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период.

Эта Литургия называется так потому, что на ней приобщаются Святыми Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоустого или Василия Великого.
Повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы утверждено 52-м правилом Шестого Вселенского Собора, и имеет целью не лишать верующих таинственного общения с Господом и, вместе с тем, не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной Литургии.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит : «…в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».
Чтобы не оставлять во внимании этого источника , и тем более тем кто нуждается в причастии Святых Даров, кто страждет в болезнях, как в душевных так и телесных, Церковь приглашает приступить к Евхраистии на Литургии Преждеосвященных Даров.

А вот младенцам можно ли причащаться? Нужно заметить, младенцев, которые ещё не в состоянии принимать твёрдой пищи, причащают обыкновенно только Кровью Христовой, а на Литургии Преждеосвященых Даров предлагается для причащения Агнец, напитанный Кровью Христовой,- в чаше же находится не Кровь Христова, а обыкновенное, не пресуществленное в Кровь Христову вино. Поэтому причащать младенцев, не могущих принимать твёрдой пищи, за Литургией Преждеосвящённых Даров нельзя.

Историческая справка:

Литургия Преждеосвященных Даров восходит к первым векам христианства. Святой Симеон Солунский (XV в.) говорит: «Литургия Преждеосвященных Даров произошла издревле и от апостольских преемников». Михаил Керуларий, патриарх Константинопольский (XI в.) тоже свидетельствует о ее древности: «Литургия Преждеосвященных Даров есть древняя и древлепреданная, известная Святой Церкви Божией еще до тайноводственников наших Златоуста и Василия Великого, что видно из 49 правила Лаодикийского Собора… Во всех святых Церквах носится молва из неписаного предания, что тайная молитва, читаемая по перенесении Святых Даров на жертвенник, принадлежит святому Афанасию Александрийскому».