Неделя 6-12 февраля является сплошной седмицей, когда не нужно поститься в среду и пятницу. Почему?

Отец Дионисий, неделя 6-12 февраля является сплошной седмицей, когда не нужно поститься в среду и пятницу. Почему? И почему она именуется «Неделей о мытаре и фарисее»? Кто это такие?

Протоиерей Дионисий Холодов, настоятель Никольского храма в п. Рощино, благочинный Рощинского округа, секретарь Выборгской епархии:

С этой недели Церковь начинает подготовку верующих к Великому посту. В храмах за воскресной Литургией будет прочитана притча о мытаре и фарисее, собственно, и неделя эта в церковном календаре носит название «Недели о мытаре и фарисее».

Фарисеи между иудеями составляли древнюю секту: хвалились знанием и исполнением закона устного, который, по их словам, дан был им Моисеем вместе с писаным, отличались тщательным исполнением внешних обрядов и лицемерием, «вся же дела творили, да видимы будут человеки» (Мф. 23, 5). Многими людьми они почитались за добродетельных праведников и по видимой святости жизни отличными от прочих людей; но и сегодня слово «фарисей» — синоним «ханжи», праведника-лицемера.
Напротив, мытари, сборщики царских податей, делали людям много притеснений и неправд, а потому все их считали грешниками и неправедными. 

И мытарь и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: «Господи, помилуй мя, грешнаго!». Фарисей же пришел к Богу с гордо поднятой головой, похваляясь своими добродетелями, надмеваясь своей праведностью. На примере мытаря и фарисея, Святая Церковь учит нас, что первое условие для добродетели — это смирение и покаяние, а главное препятствие — гордость. Церковь внушает готовящимся к посту, подвигу и молитве, что исполнением того, что положено по Уставу, хвалиться не должно.

И молитва, и пост святы и спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием и гордостью. Кто любуется и хвалится своими делами, тот или не знает, или забывает, что мы своими силами без помощи Божьей не можем исполнить всего закона. Нужно обращаться в сердечной молитве к Богу, просить Его быть милосердным к нам, принимать любовь Божью в свое сердце и стараться любить Самого Господа, подкрепляя эту любовь делами.