IV Архангельско-Михайловские Епархиальные Международные образовательные чтения — региональный этап XXV Международных Рождественских чтений — проходят 22-23 ноября в Выборге. Тема чтений: «125-летие Выборгской епархии. Юбилей на историческом фоне столетия Русской смуты 1917 года. Уроки истории». Напомним, что 24 октября 1892 года — дата создания Финляндской и Выборгской епархии, поэтому чтения призваны задать вектор осмысления и подготовки к юбилею епархии, который будет отмечаться в 2017 году.
Работа чтений началась с молебна в Спаса-Преображенском соборе. Богослужение совершили секретарь епархии протоиерей Дионисий Холодов и председатель епархиального Отдела образования и катехизации протоиерей Игорь Аксенов в сослужении клириков собора.
Пленарное заседание в Муниципальном дворце культуры Выборга открылось приветственным словом епископа Выборгского и Приозерского Игнатия в присутствии Владимира Алексеевича Рошковича, первого заместителя главы администрации МО «Выборгский район», Ольги Владимировны Карвелис, председателя Комитета образования Выборгского района Ленинградской области и участников чтений: клириков епархии, представителей педагогического сообщества, молодежи, приглашенных докладчиков из других регионов России и разных стран.
Преосвященнейший владыка в своем слове раскрыл смысл тематики чтений. Приводим полностью Приветственное слово
епископа Выборгского и Приозерского Игнатия участникам IV Архангело-Михайловских Епархиальных международных образовательных чтений: «Дорогие братья и сестры, участники чтений! Уважаемый Владимир Алексеевич, уважаемая Ольга Владимировна! Вот уже в четвёртый раз собираемся мы на международных образовательных Архангело-Михайловских чтениях, и нынешняя тема их звучит так: «125-летие Выборгской епархии. Юбилей на историческом фоне столетия Русской смуты 1917 года. Уроки истории». И это не случайно. Следующий год – год столетия одного из самых серьёзных испытаний и потрясений в русской истории, сопоставимого с монголо-татарским нашествием, Смутой начала 17 века и Великой Отечественной войной.
Официальная оценка революции 1917 года в общественном сознании нашей страны претерпевала серьёзнейшие изменения. Я родился и воспитывался во времена, когда она была исключительно положительной, затем (лет 25 назад) — поменялась на противоположную. И хотя с тех пор прошло сто лет, до сих пор эта тема вызывает горячие споры. Для верующего человека не остаётся сомнений, что кровавые катаклизмы революции были наказанием нашему народу за утрату образованным его классом живой веры, за воздвижение «иных алтарей» — поиска «гражданских свобод», «передовых», «гуманистических» ценностей, в мире которых не оставалось места Богу и Его Правде.
Конечно, узловым событием считают и будут считать октябрьский переворот – непосредственный приход к политической власти людей, начертавших атеизм и богоборчество на своих знамёнах. Но задумывались ли мы, почему во вчерашней верующей православной стране они взяли власть так легко? Помним ли мы, что революция началась не в октябре, а в феврале – с падения монархии в результате заговора людей, которые позже возглавили белое движение. И если бы всё было так просто (красные – неправы, белые – правы) – почему же белому движению Богом не дана была победа?
Думается, именно потому, что однозначно правой стороны в революции и гражданской войне просто не было. Да, верующие православные, как правило, были в конкретных обстоятельствах на стороне белых, но не они определяли идеологию и курс этого движения. Оно было руководимо людьми либеральных убеждений, повинными в грехе измены своему Царю, приложившими руку к разрушению российского государства и тем открывшими дорогу большевикам-богоборцам. Белое движение не было ни православным, ни отстаивавшим национальные русские интересы – оно было лишь противо-большевицким, и не шло дальше этой цели. А когда вы только против чего-то или кого-то, и не имеете чёткого осознания, за что вы – ваше дело обречено на провал. Уже в ходе гражданской войны белые лидеры (как они считали – вынужденно) пошли на сотрудничество с иностранными правительствами, глобальной целью которых было лишь максимальное ослабление России и лишение её статуса великой державы, а ближайшей – разграбление «бесхозных» на тот момент материальных богатств нашего Отечества. Именно на подчинённости белых интервентам часто и играли большевики, на таких примерах добивавшиеся перехода честных русских патриотов на свою сторону. Что уж говорить о временах эмиграции, где белое движение просто выродилось в прислужника иностранных разведок, а в годы Великой Отечественной войны – и того хуже, оказалось в рядах гитлеровских агрессоров, не скрывавших цели уничтожения и порабощения России.
Любители хлёсткого лозунга «против большевиков – хоть с чёртом» не могут понять, что православный человек не может быть с чёртом по определению, и что если перед православным человеком ставят именно такой выбор, он задумается: «а не правы ли большевики, если против них — чёрт»? Белое движение проиграло, потому что не несло в себе правды Божией, и в этом главное отличие смуты 1917 года от Смуты начала 17 века: тогда русские люди, даже лишённые Царя, смогли сорганизоваться, и — по благословению Церкви — отразить нашествие иноплеменников и восстановить нормальные основы русской жизни, в том числе и Царя избрать. Тогда нутро народное было здорово, и поэтому Русь устояла. В 1917 году сама нервная система русского общества была поражена болезнью, и понадобились десятилетия «хождения по мукам», чтобы люди вспомнили Бога.
Выборгская земля и город Выборг – живая иллюстрация того, что в смуте 1917 года не было простых и однозначных ответов, кто прав, а кто виноват. Мы знаем, что эта пограничная земля, с преобладавшим тогда финским населением, была отвоёвана Петром Великим у Швеции в начале 18 века, и именно с тех пор начала заселяться русскими людьми. А когда через сто лет по желанию финской же элиты и остальная Финляндия была присоединена к России, петербургское правительство присоединило «Старую Финляндию» к Новой, в которой, таким образом, появилась целая губерния со значительным русским населением. И ещё через сто лет, когда одним из первых своих актов большевики даровали Финляндии независимость, эти русские люди, продолжая жить у себя дома, внезапно оказались в чужом государстве, и стали одной из первых жертв смуты.
Как известно, в Финляндии свои финские «красные» боролись со своими финскими «белыми», и когда последние победили, в Выборге произошло событие, известное, как «Выборгская резня»: в апреле – мае 1918 года вошедшие в город финские «белые» устроили массовое убийство русского населения, жертвами которого, по разным оценкам, стали от пятисот до трёх тысяч человек. Горькая ирония заключалась в том, что сплошь и рядом убивали людей, симпатизировавших белым, и вышедшим встречать их, как освободителей – убивали лишь за то, что они были русскими.
Те трагические события не то что не осмыслены нами глубоко– они даже нешироко известны в русском обществе. А ведь Выборгская резня – это очень красноречивый урок: в гражданской войне не было правых и виноватых, а жертвой её был весь русский народ как социально-культурная и религиозная общность, целостность, оказавшийся заложником кровавой практики реализации чуждых идей и пищей иноплеменникам и иноверцам.
Задача наша, сегодняшних русских и православных – изучать и осмыслять те страшные уроки, чтобы не повторять прошлых ошибок в будущем. Призываю Божие благословение на всех участников чтений и их труды, и да хранит Вас всех Господь».
Владыка Игнатий добавил, что обсуждения на IV Архангело-Михайловских чтениях должны стать основанием для глубокого размышления о судьбах России и революции и призвал их участников постараться пронести воспринятое на протяжении юбилейного года — так, чтобы следующие, V Архангельские чтения стали предметом глубокого, осознанного и личностного подведения итогов.
После архипастырского слова прозвучало приветствие председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергея Валентиновича Тарасова, который отметил эффективность взаимодействия Ленинградской области и Выборгской епархии. Традиционными стали и совместные мероприятия, проведение областных конкурсов, «Уроков семейного благочестия» и модуля «Основы православной культуры»: «За последний год число школ, где ученики изучают Основы православной культуры, увеличилось на 66; на 2000 увеличилось количество изучающих этот модуль. 46% учащихся изучают Основы православной культуры. Главным результатом такого обучения должна стать и становится гражданственность и патриотизм, умение достойно и нравственно отвечать на вызовы современного мира». Сергей Валентинович пожелал успешной работы в целях достижения общих духовно-нравственных задач и принес свои поздравления в связи со 125-летием епархии.
Владимир Алексеевич Рошкович, первый заместитель главы администрации МО «Выборгский район», в своем выступлении отметил историческую значимость юбилея епархии, поддержав и добрую традицию Архангело-Михайловских чтений: «Главная цель чтений — укрепление духовности, традиционных нравственных ценностей. Работа изо откроет новые перспективы в этом направлении».
На пленарном заседании также прозвучали доклады С.Л. Фирсова, доктора исторических наук, профессора кафедры философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ «Православная Российская Церковь. Первые месяцы после февраля 1917 года (Социально-психологические и морально-нравственные аспекты проблемы)»; А.И.Букреева, кандидата исторических наук. доцента, проректора по организационно-методической и информационной деятельности ЛОИРО «Этикет в профессиональной культуре и воспитательной деятельности педагога». Непосредственно к юбилею епархии был приурочен доклад Ю.И.Крипатовой, главного хранителя фондов Ленинградского областного государственного архива в Выборге: «Образование и становление Финляндской Выборгской православной епархии (кон.XIX — нач. ХХ века)».
В завершение пленарного заседания было совершено награждение педагогов, работников культуры и сотрудников администраций городов и поселений Ленинградской области за труды в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. За плодотворное сотрудничество с Выборгской епархии в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколенияАрхиерейская грамота была вручена Александру Ивановичу Букрееву, проректору по организационно-методической и информационной деятельности ЛОИРО.
Также были награждены лауреаты и дипломанты Епархиального конкурса «Красота Божьего мира».
Затем состоялся концерт квартета «Коневец» с исполнением духовных песнопений, народных и казачьих песен.
По благословению епископа Выборгского и Приозерского Игнатия в фойе Дворца культуры была представлена выставка «Коневец, святыни которого рядом» — 15 фоторабот, сделанных на острове Коневец в праздники и будни, в Рождество-Богородичном Коневском монастыре и у стен святой обители.
Составителем выставки, по благословению правящего архиерея, стал Павел Бушуев, алтарник храма святого праведного Иоанна Кронштадского в Колтушах. Одна из его работ, представленная на выставке и сделанная во время торжеств, посвященных 25-летию возрождения монашеской жизни в Коневском монастыре, получила диплом VII Международного фестиваля «Вера и Слово». На фотографии запечатлен клирик Выборгской епархии, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены в Бернгардовке священник Дионисий Бунцев с иконой преподобного Арсения Коневского. Планируется показ выставки в благочиниях Выборгской епархии.
Работу чтений продолжили тематические секции, посвященные церковно-государственным отношениям, работе Церкви с молодежью, взаимодействию Церкви и Вооруженных сил России, социальному служению.