Протоиерей Дионисий Холодов выступил на открытии V Архангело-Михайловских Епархиальных Международных образовательных чтений в Выборге

V Архангельские Епархиальные Международные образовательные чтения — региональный этап XXIV Международных Рождественских чтений — прошли 23-24 ноября в Выборге. Тема чтений: «Нравственные ценности и будущее человечества».


Работа чтений началась с молебна в Спасо-Преображенском соборе. Богослужение возглавил  председатель епархиального Отдела образования и катехизации протоиерей Игорь Аксенов в сослужении клириков епархии.
Пленарное заседание в Муниципальном дворце культуры Выборга открылось приветственным словом епископа Выборгского и Приозерского Игнатия:
« Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры, уважаемые участники конференции! Сердечно приветствую всех вас от лица Выборгской епархии Русской Православной Церкви. Ежегодное проведение в Выборге регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений уже стало доброй традицией. В этом году наши епархиальные Архангело-Михайловские чтения посвящены чрезвычайно важной и актуальной теме утверждения традиционных нравственных ценностей в аспекте их значимости для будущего современной цивилизации.
Начиная рассуждение на эту тему, зададимся вопросом, может ли человек нормально и полноценно жить в обществе, не имея системы нравственных ценностей? Может ли нормально и полноценно жить и развиваться общество в целом, если в нём отсутствуют или серьезно повреждены нравственные ориентиры?
Христианское мировоззрение дает на эти вопросы однозначный ответ. Отсутствие четкой нравственно-ценностной системы в жизни как конкретного человека, так и общества, делает эту жизнь бесцельной, приводит к деградации, упадку и умиранию (сначала — духовному, а потом — и физическому). При этом под нравственными ценностями подразумеваются те ценности, которые утверждают добро и противостоят злу. Соблюдение человеком нравственных идеалов – это не что иное, как исполнение замысла Божия о человеке. Этот замысел заложен Богом в саму человеческую природу, в само человеческое существо, и это делает сознательное стремление ко злу противоестественным. Для христианина разговор о нравственных ценностях, о добре и зле не может вестись вне контекста поврежденности человеческой природы грехом. Осознавая свою греховность, христианин при этом призван ориентироваться в своей жизни на систему нравственных идеалов, бороться с низшими наклонностями и стремлениями, чтобы они не затемняли нравственное сознание.
В то же время, имея христианское мировоззрение и проявляя заботу об утверждении в окружающем нас обществе нравственных идеалов, основанных на евангельских заповедях, мы должны трезво оценивать состояние современной общественной жизни, на забывая при этом о постоянно присутствующем фоне глобализации. Очевидно, что сегодня мы живем в обществе, жизнь которого определяется мировоззрением не религиозным, а секулярным. Секулярное мировоззрение возобладало где-то в меньшей степени, а где-то практически полностью.
Когда мы говорим о традиционном обществе, то мы всегда говорим об обществе, в котором система ценностей создана на религиозной основе. В традиционном обществе именно религия определяет общественные представления о добре и зле, о смысле человеческого существования. В таком обществе система ценностей воспринимается не как плод человеческого разума, а как данность, имеющая источником Божественное Откровение, и потому не подлежащая волюнтаристскому переосмыслению. В секулярном обществе картина будет совершенно иная. Здесь на место Бога поставлен человек со всеми его грехами, страстями и, нередко, пороками и противоестественными наклонностями.
Даже Вольтер, будучи яростным противником христианства и идеологом секулярного общества, не дерзал ставить человека на место Бога. Его знаменитые слова «Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать» подчеркивают значимость религиозной веры для нравственного здоровья человека и общества. Сегодня же в век глобализации многие секулярные мыслители, политики, идеологи пропагандируют идею так называемого «планетарного гуманизма», то есть внедрения единого мировоззренческого стандарта для всего человечества. Но беда не в едином стандарте, а в том, что этот стандарт основывается на так называемых «общечеловеческих ценностях», в основе которых лежит секулярная мораль, неотъемлемой базисной частью которой является не традиционное нравственное начало, свойственное каждой религии, а представление о правах человека как о наивысшей ценности. Идеология современного либерального секуляризма крайне болезненно реагирует на любые упоминания о Боге и религии, категорически исключая их из сферы общественного бытия.
История человечества в XX столетии неоднократно продемонстрировала утопичность и гибельность идеологических теорий, выстроенных на искаженной антропологической парадигме, отрицающих традиционные ценности, отвергающих Богом установленные моральные нормы. Еще недавно попытки такого рода идеологических и мировоззренческих экспериментов на людях могли осуществляться лишь в отдельно взятых странах. Сегодня же идеология «планетарного гуманизма» опасна тем, что претендует на мировое господство. Проповедники этой доктрины утверждают её как норму, которую должны принять все люди, независимо от их национальной истории, культурных традиций и цивилизационной идентичности.
Постараемся глубже понять, чем так опасна идеология секуляризма в глобальном масштабе и к чему может привести её повсеместное распространение.
Умение отличать добро от зла — это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек. Способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако основная ценность свободы для христианина заключается не в самой способности выбирать между добром и злом, а в выборе именно добра. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу», — говорит апостол Павел (Гал. 5:13). В то же время мы видим, что в современной либеральной философии отсутствует понятие греха, а есть лишь плюрализм поведенческой модели. Любое поведение считается для человека оправданным и допустимым, если оно не нарушает свободу другого человека. В результате такого подхода стирается граница между добром и злом. Идеологи секуляризма исключили из высокой идеи свободы христианский смысл и абсолютизировали в конечном итоге личную свободу человека, сведя её к свободе выбора, а значит, к возможности выбора в пользу зла.
Следствием нравственного и аксиологического релятивизма в секулярной идеологии стало исключение из жизни человека понятия греха. И это неудивительно, поскольку грех – это понятие религиозное, и его невозможно выразить в терминах светской этики. Секулярная идеология навязывает человеку представление о том, что не существует абсолютных моральных норм, определяемых в категории греха, что всякая нравственность относительна и что человек может жить в соответствии со своей личной шкалой нравственных ценностей. В этом и заключается катастрофичная сущность секулярной идеологии. Отрицание общего нравственного начала, данного человеку от Бога, низводит человека на уровень животного. Отделение нравственности от Бога неизменно приводит к её исчезновению. Вспомним здесь слова Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет… стало быть, всё позволено».
С точки зрения христианской, человечество до сих пор существует только потому, что люди пока еще окончательно не разучились различать добро и зло, правду и ложь, святость и грех. Но в то же время наш мир всё более напоминает мир перевернутый, где добро названо злом, а зло добром. Нравственные ценности, основанные на религиозном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массовое сознание. Это хорошо видно на примере таких тем, как аборты и эвтаназия. У миллионов не рожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и неизлечимо больным предлагают право на «достойную смерть». И всё это объявляется абсолютно естественным и допустимым, то есть очевидный грех возводится в статус закона. Христос победил смерть, но сегодня в постхристианской цивилизации смерть торжествует над жизнью.
Вопрос, для чего живет человек и на каких ценностях должна строиться его жизнь, является одинаково главнейшим и для представителей секулярного мировоззрения, и для представителей мировоззрения религиозного. От ответа на этот вопрос зависит будущее человечества. Именно поэтому нравственный выбор человеческих социумов всегда был и остается эсхатологичным. Этот выбор определяет, пойдет ли человечество по пути жизни или же будет медленно умирать. Наша христианская задача заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не абстрактные идеи и не архаичные верования, а ключевые принципы жизни, отказ от которых приведет к краху общества и личных человеческих судеб.
Если мы хотим, чтобы в будущем наше общество было духовно сильным, нравственно здоровым и экономически стабильным, то очень важно формировать в молодом поколении систему нравственных ценностей, основанную на представлениях об абсолютном добре и зле. Дети, подростки и молодые люди являются в современном обществе наиболее духовно незащищенной его частью. Молодое поколение прежде всего нуждается сегодня в нашем внимании и духовной поддержке, потому что оно очень часто нравственно дезориентировано с самого раннего детства.
Необходимо знакомить детей и молодежь с базисной культурой нашего многонационального Отечества, неотъемлемой частью которой является культура религиозная. Более тысячи лет назад православная вера органично вошла в жизнь нашего народа. Эта вера предков нашла свое отражение в подвигах русской святости, в благочестивых обычаях, передающихся из поколения в поколение, в патриотических подвигах нашего воинства, в древних памятниках письменности и архитектуры, в литературе и искусстве нового времени, и даже в самой русской речи, пронизанной библейским видением и пониманием мира и человека. Именно из этой национальной базисной культуры, оплодотворенной христианством, произрастает та система ценностей, которые должны помочь нам формировать наше личное и коллективное будущее. Вызволение человеческой личности из объятий секулярной антихристианской идеологии и возвращение её к Богу – это та главная и неотложная задача, которая стоит сегодня перед всеми нами.
Призываю на всех участников нынешних образовательных чтений Божие благословение и желаю плодотворного взаимного общения ради будущих полезных трудов на благо Церкви, общества и ближних.»

Секретарь Выборгской епархии протоиерей Дионисий Холодов также поблагодарил администрацию Выборга и протоиерея Игоря Аксенова за организацию Чтений, напомнив, что Чтения проводятся ежегодно с момента возрождения Выборгской епархии и подчеркнув важность их тематики: «Зачастую кажется, что пастыри сгущают краски в отношении нравственности. В обществе вызвали широкое обсуждение эсхатологические слова Патриарха…
Недавно я совершил по благословению владыки Игнатия поездку в Финляндию в сопровождении русскоязычного финна. Он рассказал, что происходит в нравственном отношении в финском обществе. Он сказал, что вопрос гендерного равенства, признания однополых союзов, принятия третьего пола — это решенные, обсуждение вопросы. Он рассказал, что уже стоит даже вопрос… о снятии обозначений «ля мужчин» и «для женщин» из мест общественного пользования, чтобы люди «не страдали от необходимости выбирать, определять себя по полу».
В Европе стоит вопрос и об употреблении слов «мать» и «отец» — ведь в однополых семья неясно, кто мать, кто отец.
И когда владыка Игнатий говорит, что вопросы, связанные с нравственностью, отражаются, в вопросах бытия — мы понимаем, что это так и есть. Даже Юнг говорил, что архетипы матери и отца — основополагающие для психики человека.
Какие бы «страшные картинки» не рисовали поборники традиционной нравственности — все это правда и реальная опасность. Завтра реальность отразится на здоровье душевном и духовном человечества»

Затем прозвучало приветствие председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергея Валентиновича Тарасова, который отметил успешность взаимодействия взаимодействия Ленинградской области и и епархиями Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Традиционными стали и совместные мероприятия, проведение конкурсов работ, «Уроков веры и благочестия», Рождественских чтений, повышения квалификации для учителей и модуля «Основы православной культуры»: «За последний год увеличилось количество изучающих модуль «Основы православной культуры». Сейчас 42% учащихся изучают этот модуль. Главным результатом такого обучения должна стать и становится гражданственность и патриотизм, умение достойно и нравственно отвечать на вызовы современного мира. Необходимо развивать концепцию духовной безопасности в современном обществе». Сергей Валентинович пожелал успешной работы в целях достижения общих духовно-нравственных задач.

Председатель комитета по внутренней и внешней политике МО «Выборгский район» Васильев Владимир Михайлович в своем обращении к участникам Чтений отметил, что духовно-нравственное развитие человека является необходимостью и для государства: «Невозможно создать и современную инновационную экономику, минуя человека. От нравственных убеждений, моральных норм и ценностей зависит развитие страны. Важно, чтоб люди понимали, в чем истинные жизненные ценности».

С докладом «Будущее человечества: возможности и вызовы» выступил Сергей Борисович Смирнов, председатель Комитета образования Приозерского МО, отметив : «Мы попали в цивилизационный слом. Общество отвергает мысль о возможности самоограничения. Нам еще только предстоит разобраться, как извлекать информацию из внешнего мира, где вокруг тонны сведений. Нужна некая иная образовательная стратегия: нужно уметь организовываю память и образование. Современное общество в большей части живет в состоянии неопределенности и потому стресса. Трудно предсказать и какой рынок труда ждет наших детей. Видимо, за человеком останутся только творческие профессии. Так, на рынке труда США спрос наблюдается на профессии, требующие средней профессиональной квалификации: водитель, медсестра… Будет ли востребовано массовое высшее образование? Подавляющее большинство операций современных инженеров поддается автоматизации. О нравственном состоянии общества, которое наслаждается жизнью без работы, остается только гадать.
Еще одной проблемой является презумпция невиновности: если у меня, у него такие гены, то может ли он считаться виновным?
Человечество не осознало себя единой семьей, которая живет в общем доме с общими угрозами.
Человечество мало учитывает полученные наукой знания и не умеет их использовать.»

В своем докладе «Мировоззренческая неопределенность как основа духовного мировоззрения» протоиерей Игорь Аксенов рассказал о проблемах понятия нравственности и духовности : «Духовность, присущая каждому человеку, может быть и демонической, то есть носит амбивалентный характер. Соотношение нравственности и духовности также неоднозначно . О нем говорит и педагогика: есть термин «духовно-нравственное», однако вызывает ряд вопросов концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России . Как может быть духовность определена современной наукой, искусством? ЗАпадная цивилизация плотно увязла в сети постмодерна . Постмодернизм сразу отказался от традиионного канона и ценостей, кего единственная ценность — принцип свободы художника, «все разрешено», любые эстетические ограничеения сняты .
Как может стать источником нравственности природа и «эволюция»? Как природы, где процессы детерминированы и нет места личной свободе, может быть источником нравственности? Только человек обладает свободой поступать не по понуждению, а в соответствии с нравственным идеалом, который определяется нравственным идеалом человека. Господь — единственный источник нравственности.
Принятые Концепцией за источники нравственности семья и культура — лишь ее носители . В угоду секулярному мировоззрению авторы Концепции вступают в противоречие со здравым смыслом и пользой
В современном обществе назрела необходимость переоценки нравственных ценностей . Это артикулируется и в посланиях Президента России Федеральному собранию, и в выступлениях Святейшего Патриарха Кирилла . Общество лишь тогда способно ставить и решать общенациональные задачи, когда у него есть общие ценности . Однако при отсутствии твердой мировоззренческой основы это непросто.
Формирование твердого свода нравственным императивов и правил может и должно быть сформировано в рамках системы образования
«.

На пленарном заседании также прозвучал доклад Тамары Александровны Берсеневой, доцента СПб АППО «Педагогический потенциал православной культуры в приобщении школьников к традиционным нравственным ценностям» .

Памятные призы, дипломы и благодарственными письмами Отдела религиозного образования и катехизации были вручены от имени Преосвященнейшего Игнатия секретарем Выборгской епархии протоиереем Дионисием Холодовым педагогам и победителям первого регионального этапа детского конкурса «Красота Божьего мира».

В завершении пленарного заседания состоялся концерт квартета «Коневец» с исполнением духовных песнопений, народных и казачьих песен.
Работу чтений продолжили тематические секции, посвященные церковно-государственным отношениям, работе Церкви с молодежью, взаимодействию Церкви и Вооруженных сил России, социальному служению, истории Карельского перешейка, литературе и искусству.

Участники Чтений единогласно приняли оглашенную протоиереем Игорем Аксеновым резолюцию, которую мы приводим полностью
«В современном мире общественное благо оказалось неразрывно связанным с понятием «прогресса». Всё более ускоряясь, научно-технический прогресс, особенно в области информационных и биомедицинских технологий ставит нас перед необходимостью осознания нравственно-этических пределов использования его плодов, чтобы нам не только сохраниться в прежнем формате нашего духовно-телесного существования, но и достигать той полноты бытия, которое отождествляется для человека с понятием счастья.
Прогресс стал непререкаемым благом и, более того, предметом веры и надежды современного человека, противопоставив себя Новозаветному Откровению. Но, как очень верно подметил Иван Сергеевич Аксаков: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода — деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет… с себя и образ человеческий…».
Последние печальные примеры подростковых суицидов по всей России, которые совершали школьники из закрытых групп смерти в социальных сетях, ярко демонстрируют назревшую необходимость научению осознанному пользованию плодами научно-технического прогресса с достижением подлинного, а не виртуального блага для себя. Сегодня, в условиях информационной революции, мы не можем оградить детей от нравственно дезориентирующей их информации, которая, зачастую, приводит их впоследствии к жизненной неудаче или, даже, трагедии, что не может не сказываться и на жизни всего российского общества. В этих условиях, у нас нет другого выхода, кроме как через духовно-нравственное воспитание помочь детям в период их личностного становления научиться быть свободными во благо себе. Т.е., научиться свободно выбирать добро для себя и для других. А для этого необходимо сформировать у подрастающего поколения соответствующую положительную иерархию ценностей, следуя которой они смогут прийти к собственному благу и, тем самым, сделать свой личный вклад в общественное благосостояние.
К сожалению, на сегодняшний день, вопросы духовно-нравственного воспитания повисли в вакууме мировоззренческой неопределённости, которая красноречиво иллюстрируется модульным спектром религиоведческого курса ОРКиСЭ. Понятны и причины такого положения дел в многорелигиозном и поликультурном российском обществе с непростой историей в ХХ веке. Но, одновременно, становится все более очевидным что в современном российском обществе назрела насущная потребность в нравственном измерении жизни, что нашло своё отражение и в Послании Федеральному собранию прошлого, 2016 года, Президента нашей страны В. В. Путина, который справедливо отметил, что наше «общество решительно отторгает спесь, хамство, высокомерие и эгоизм, от кого бы это ни исходило, и всё больше ценит такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение».
Но, сегодня в светском обществе нет чётко артикулированных критериев нравственности, которые были бы общепринятыми, потому что нет твёрдой мировоззренческой основы. Мы все сегодня живём в условиях мировоззренческой неопределённости.
На сегодняшний день абсолютные основания для нравственных норм поведения предлагают мировые религиозные системы, представленные в российском обществе. Основания этих религиозных систем, цель их духовной жизни, как и сама их духовность отличны друг от друга. Но, провозглашаемые ими нравственные нормы, зачастую совпадают, что, в свою очередь, позволяет формирование «Свода нравственных императивов для развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», который мог бы, например, включать в себя такие нравственные нормы и правила, как:
Относись с благоговением к Богу и святыням и уважай верующих в Него.
Береги свою жизнь и жизнь других людей.
Люби свою семью и почитай своих родителей.
Дорожи своим Отечеством и будь верным ему.
Будь справедливым ко всем: богатым и бедным, сильным и слабым.
Не обижай других ни словом, ни делом.
Не лги.
Не воруй.
Храни чистоту в мыслях, словах и делах.
Не завидуй другим, а трудись с усердием.
Относись к другим во всём так, как хочешь чтобы другие относились к тебе.
Такой «Свод нравственных императивов» дал бы инструмент для педагогов в формировании положительных нравственных ценностей у подрастающего поколения, что позволит им уверенно смотреть в будущее и обрести верное направление на пути к счастью, которого мы все желаем как своим детям, так и самим себе.

Резолюция принята на пленарном заседании
V Архангело-Михайловских епархиальных
международных образовательных чтений в Выборге
23 ноября 2017 года.