В Россию принесены мощи святителя Николая Чудотворца. Почему он является одним из самых почитаемых святых? Слово Патриарха.

21 мая 2017 года, в канун дня празднования перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил всенощное бдение и встречу мощей святителя в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Высокопреосвященство, архиепископ города Бари Франческо! Уважаемые члены делегации Римо-Католической Церкви, сопровождавшие мощи святителя Николая в Первопрестольный град Москву! Дорогие отцы и братья и сестры! Всех вас поздравляю с великим событием

Ко многим событиям люди склонны прилагать эпитет «исторический», но проходит время, и от так называемого исторического события не остается ничего ― ни последствий, ни человеческой памяти. Но событие, которое сейчас происходит на наших глазах и при нашем участии, есть событие по-настоящему историческое, исполненное многих смыслов. Может быть, не в полной мере мы можем все эти смыслы воспринять, но наверняка на жизни нашего Отечества, на жизни нашего народа, на жизни нашей Церкви это историческое событие отразится.

Мощи святителя и чудотворца Николая прибыли к нам из Бари в канун 22 мая (9 мая по старому стилю), когда наша Церковь прославляет принесение мощей из Мир Ликийских, города в Малой Азии, в город Бари. Это произошло 930 лет назад, и в то время и жители Мир Ликийских, и вообще христиане на Востоке скорбели, что мощи из города святителя Николая уплыли на далекий Запад. Вот почему на Востоке этот день никогда не праздновался, но удивительным образом, начиная с XVI века или, может быть, несколько ранее, как только первые русские паломники стали посещать город Бари, праздник перенесения мощей из Мир Ликийских в Бари стал одним из самых значительных в календаре Русской Православной Церкви. Почему же это произошло? А потому что религиозным сознанием нашего народа была воспринята простая историческая истина: если бы мощи остались в доме святителя Николая, в Мирах Ликийских, то от них ничего бы не осталось. Перенесение мощей на Запад, в город Бари на Апеннинском полуострове, воспринималось русскими людьми как проявление Божиего промысла. Именно с тех времен все больше и больше русских паломников, преодолевая огромное по тому времени расстояние, приезжали в Бари, чтобы поклониться мироточивым останкам святителя и чудотворца Николая. И происходило это потому, что с точки зрения народного почитания святитель и чудотворец Николай был и остается первым святым на Руси. Практически во всех домах православных людей как в прошлом, так и сегодня есть непременно три иконы — Спасителя, Богоматери и святителя и чудотворца Николая.

На чем же основывается такое почитание святителя Николая в нашем народе? Всякое религиозное почитание связано с очень важным явлением ― с ответом, который верующий человек получает, обращаясь к небесам. В сознании нашего народа, в его исторической памяти запечатлено множество чудес, дивных деяний, которые совершались в личной и общественной жизни благодаря молитвам святителю и чудотворцу Николаю. Вот почему русская паства ― это паства, исполненная огромной любви к святителю и чудотворцу Николаю. Вот почему в нашем сознании он воспринимается как русский святой, хотя никогда не был на Руси и ни по национальности, ни по культуре никак не связан с нашей страной. Но он воспринимается нами как русский святой потому, что прошел вместе с нами тяжелейшую кровавую историю нашего народа. Может быть, в самые трудные моменты этой истории наша молитва святителю Николаю была особенно сильной, так что с ответом на эту молитву мы связываем избавление Отечества нашего от многих и многих исторических катастроф. Верим, что и сегодня святитель и чудотворец Николай вместе с нами, и, несмотря на тяжелейшие гонения ХХ века, ему вновь возносятся горячие молитвы на русской земле. А те, кто имеет возможность, стремятся посетить город Бари, чтобы помолиться у гробницы святителя Николая. Но это лишь небольшая часть тех, кто имеет такую мечту, и потому в нашем верующем народе всегда теплилась надежда, что наступит момент, и поклониться святым мироточивым останкам можно будет здесь, на русской земле, чтобы любящая святителя Николая паства могла пред ним преклонить колени и вознести свою молитву.

По многим обстоятельствам это событие не могло произойти ранее того времени, когда оно произошло. Мы верим, что Господь являет нам знаки Своего присутствия, Своей милости, Своей благодати видимым образом тогда, когда это более всего нужно людям, обращающимся к Нему с молитвой. Сегодня нам очень нужно присутствие святителя и чудотворца Николая, чтобы не только в нашем народе сохранилась вера, но чтобы великие непреходящие божественные истины не уходили из жизни современного человека. Поэтому перед мощами святителя мы будем молиться не только о себе и не только о наших странах, объединенных Русской Православной Церковью в единую православную семью. Мы будем молиться о всем мире, чтобы святитель Николай приклонил милость Божию и сохранил веру Христову в жизни наших современников.

Наверное, это замечательное событие никогда бы не стало явью, если бы не моя встреча со Святейшим Франциском, Папой Римским. Мы встретились в Гаване в особое время, когда христиане на Ближнем Востоке переживали и, к сожалению, до сих пор переживают очень тяжелое время, когда предпринимаются попытки уничтожить их присутствие в местах, с которыми христианство связано на протяжении всей истории, откуда оно началось. Движимые заботой о том, чтобы остановить уничтожение христиан в этом регионе, как и страшные гонения в иных странах, Святейший Папа Франциск и я приняли совместное решение встретиться лицом к лицу и призвать всех обратить внимание на трагедию современного христианства — и не только на Ближнем Востоке, но и в странах, которые горделиво именуют себя цивилизованными, но где люди отрекаются от христианских основ своей культуры, своей цивилизации. И Господь привел нас к этой встрече, во время которой было принято решение о принесении мощей святителя и чудотворца Николая в Первопрестольный град Москву и в Санкт-Петербург.

Я выражаю сердечную благодарность Святейшему Франциску, а также всем, кто исполнил волю своего Первоиерарха, и в первую очередь Вам, Ваше Преосвященство владыка Франческо, архиепископ города Бари. Слова особой благодарности к братьям святой обители, которая несет попечение о сохранении мощей святителя Николая в городе Бари, гражданским властям, ученым специалистам и всем, кто трудами своими осуществил решение, принятое Папой и Патриархом на встрече в Гаване.

Мы верим, что святитель Николай, которого почитает и Восток, и Запад, предстоит в молитве пред Богом за всех нас. Сегодня мы еще разделены, поелику богословские проблемы, пришедшие из древности, не дают нам возможности воссоединиться. Тем не менее, как прозревали многие святые люди, если Господу угодно будет соединить всех христиан, то произойдет это не по их усилиям, не благодаря каким-то церковно-дипломатическим шагам, не по каким-то богословским соглашениям, а только если Дух Святый снова соединит всех, кто исповедует Имя Христово. И верим, что святитель Николай, слышащий молитвы христиан Востока и Запада, предстоит пред Господом, в том числе прося у Него соединить Церкви воедино.

Я хотел бы выразить надежду на то, что пребывание мощей святителя и чудотворца Николая поможет многим нашим современникам почувствовать его присутствие в своей жизни. Я особенно молюсь о нашей молодежи, которая сегодня подвергается чрезвычайному давлению ложных и опасных идей на эмоциональном и психологическом уровне. Сегодня нужна особая концентрация мысли, особая сила веры, особая сила христианских убеждений, чтобы сохранить себя как чад Церкви, а для тех, кто таковым еще не является, открыть духовную красоту жизни христианской общины. И верю, что святитель и чудотворец Николай поможет многим и многим найти свой путь к Богу. Его молитвами да хранит Господь народ наш и Церковь нашу, да помогает в прохождении непростых исторических путей христианам Востока и Запада. Аминь.

Христос Воскресе! Christus resurrexit!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

СПРАВКА

Имя «Николай» переводится с греческого языка как «победитель народов». Данное имя оказалось для святого пророческим. Почти все народы мира почитают Святителя Николая.

Западноевропейский и американский «Санта-Клаус» – несколько трансформированный и упрощенный образ святого Николая. Символ мешочка с подарками, который он носит за плечами, взят из его жития. Святой спас от обнищания и морального падения отца и трех дочерей тем, что приносил им ночью, чтобы никто не видел, мешочки с золотом и бросал в окно. Кстати говоря, советский Дед Мороз – это также образ Чудотворца Мирликийского. Коммунисты поставили перед собой задачу в атеистической горячке искоренить традицию почитания святого Николая зимой, когда деточки особенно ждут от него подарков. Но ничего своего они придумать не могли и, что называется, под копирку-трафарет пересняли образ Святителя, дав своему новогоднему символу только другое имя – Дед Мороз.

Примечательно и то, что различные народы мира (даже нехристианские!) очень почитают святого Николая Чудотворца. Так, например, исследователи Сибири нередко находили в чумах и ярангах северных языческих народов иконочки Святителя. Коренные сибиряки утверждали, что святой им очень помогает: призывая его имя – сразу ощущаешь помощь. Они называли Николая «добрый старик».

Также известны факты, когда турки-мусульмане (у которых строго запрещено иконопочитание) на своих галерах держали иконы Святителя Николая Чудотворца, потому что он неоднократно избавлял их от бед и опасностей морского путешествия.

Чем же победил святой Николай народы? Своей любовью.

Это один из самых скорых святых, которые приходят человеку, попавшему в беду, на помощь. Множество прижизненных дел милосердия, чудес и исцелений, совершенных во имя любви. Масса посмертных благодатных дел, которыми он помогал и продолжает помогать людям. Наверное, из прижизненных и посмертных чудес Святителя Николая можно составить многотомный сборник.

Потому, дорогие братья и сестры, будем молиться этому великому угоднику Божию, и он непременно придет к нам на помощь.

Кроме того, конечно же, хотелось обратить внимание на то, что святой Николай – пример для подражания. Если мы также, не щадя себя, будем любить своих ближних (а это все люди на планете Земля), если мы попешим совершать дела милосердия, то мы тоже станем победителями народов. Ведь дарить гораздо блаженнее, чем принимать.

Бог – это любовь. И, пожалуй, главным делом каждого человека является дело любви, то есть свою жизнь нужно построить так, чтобы и через нас изливалась Господня любовь в мир – на других людей. Изливалась в мыслях, чувствах, делах, поступках. Жертвенно. Ведь любовь всегда жертвенна. Дар для того, чтобы дарить. И тогда человек, живущий подобным образом, воистину становится сыном и дочерью Всевышнего. Он уже здесь, на грешной земле, предвкушает высшую радость райского блаженства, которая, по сути, и заключается в том, чтобы жить ради Бога и ради других людей.

«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40).

В этом состоит главный секрет популярности святого Николая.

Будем же и мы, дорогие братья и сестры, идти этим царственным путем любви. Станем достойными учениками Святителя Николая. Ведь, запустив в мир бумеранг любви и добра, мы получим его назад непременно. Потому что самое большое человеческое счастье – это Божий мир в сердце и любовь к тебе, которую ты видишь в глазах ближнего.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!