Знаете, частенько задается нецерковными людьми вопрос – а что мне даст христианство? В загробный мир человек не верит, даже если что-то там чувствует, то гонит от себя мысли. В жизни, семье, работе — успешен, многое умеет, многое знает, считает себя достойным человеком. Зачем же надо прикладывать нешуточные усилия для православного осознанного воцерковления?
Но у человека, который многого добился, если он умный, в какой-то момент возникает сложнейший вопрос: «А зачем это все?». Зачем тяжкая работа, зачем занятия спортом, зачем семья? У язычников, которые активно занимаются самосовершенствованием на языческих путях и добиваются какого-то результата, тоже вопросы: «Ну хорошо, я умею народно лечить некоторые болезни. Зачем мне это, ведь я не доктор, а сварщик?», или «Да, я умею входить в состояние «сатори», но глобально – а зачем оно мне нужно?», или «я занимался десятки лет рукопашным боем, я великолепный боец, но зачем столько усилий, ведь мне это никогда не придется применять в полной мере — я программист, не солдат; для драки это слишком, а на войне я буду танкистом, согласно специальности.».
И вот возникает проклятый вопрос умного человека – «зачем я живу»? Можно убежать от этого вопроса, спрятаться за работой, за семьей, за увлечениями или языческим «самосовершенствованием». Но человек всегда, хоть на краю сознания, осознает – это все не ответ. Это просто способ закрыть глаза от страшной реальности. Реальности собственной ненужности, неправильности своей жизни. Ведь работу может сделать и другой, да и так ли она нужна? В семье надо воспитать детей, но ведь когда то ты умрешь, тебя не будет, и так ли важно были ли эти дети? Результат самосовершенствований больше похож на обладание фальшивкой- добился, а зачем не понятно. Начинается то, что иной раз называют «кризис среднего возраста» или российско-интеллигентским воплем на кухне «мне уже 33 года, но я ничего не сделал!!!».
Почему так? Потому, что человек не служит высшему. Человек создан, что бы служить Богу, быть с Богом. Хорошо когда у человека есть великая цель, великое служение. Даже неверное служение отчасти заменяет эту абсолютную потребность – потребность великого служения. Не от того ли столь популярным является феодальная идея служения господину, а там, где она окончательно уничтожена растет нравственный коллапс? Но и она только тень истинного предназначения.
А где человек может быть слугой Господним? Только в Церкви. Только будучи православным христианином, ибо Церковь одна, как бы не говорили иные люди. Только прикладывая тяжкие усилия при воцерковлении, а потом в своем длинном, длиной во всю жизнь, покаянии. В изменении себя для лучшего служения Богу. А на пути этого служения может быть и работа и карьера в миру, и важнейшей опорой будет семья, обретающая вечный смысл, и становится понятна цель духовных упражнений.
Сейчас понятие «свобода» считается высшей ценностью. Но что такое свобода? Как говаривал ап.Павел — человек либо раб греха, либо раб (слуга) Бога. Либо раб алкоголизма, блуда, обжорства, либо слуга Всевышнего. Быть свободным — быть Божьим! А если не быть — быть рабом. А рабу жить больно…
И навеки уходят в прошлое бессонные ночи в вопле – ЗАЧЕМ Я НУЖЕН?!!