Отец Александр, расскажите о первом воскресении Великого поста. У него прекрасное название — «Неделя Торжества Православия»
Священник Александр Заплетин, клирик Никольского храма в Рощино:
Праздник Торжества Православия был установлен в IX веке императрицей Феодорой после окончательной победы над иконоборческой ересью. Поскольку торжество происходило в первую неделю (воскресение) Великого Поста, то и впоследствии постановили праздновать в этот день. (Напомню, что, говоря богослужебным языком, седмицами мы называем недели, а неделями — воскресные дни. Например, Неделя Торжества Православия — первое воскресенье поста, а Страстная седмица — последняя неделя перед Пасхой).
Впоследствии праздник обрел смысл празднования победы над ересями как таковыми.
Торжество Православия актуально не только в древности, но и сейчас, ведь ересь — это, в первую очередь, неправое учение о Боге и Церкви. И защищать верующих от таких опасных ошибок, например, от неверного познания Бога, нужно во все времена.
В богослужении чина Торжества Православия до 1917 года входили так называемые «анафематизмы», то есть утверждения о том, что некто верящий определенным еретическим образом (давалось четкое определение, каким конкретно), не является членом Церкви, ему возглашалась анафема. В советское время с анафематизмами не служили, а в наше время с анафематизмами возможно служить лишь архиереям.
Чин празднования — торжественный и радостный. Как радостно всякое избавления от тьмы заблуждения и греха.