Отец Дионисий, 28 ноября начался Рождественский пост. Он продолжается до Рождества Христова, празднуемого 7 января, длится сорок дней, как и Великий пост. Для чего установлен Рождественский пост и как поститься?
Протоиерей Дионисий Холодов, настоятель Никольского храма в п. Рощино, благочинный Рощинского округа, секретарь Выборгской епархии:
«Рождественский пост установлен Церковью, чтобы мы к светлому празднику Рождества Христова пришли с чистым сердцем, легкой душой и обновленным телом, чтобы могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия. Христос нуждается не в дорогих подарках, но в нашем чистом сердце, добрых делах и исполнении Его слова, данного в Евангелии.
По словам святителя Льва Великого, Рождественский пост — жертва Богу за собранные осенью плоды земли: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
Рождественский пост начинается 28 (15 – по старому стилю) ноября и продолжается до 7 января (25 декабря), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост (последний непостный день) приходится в день памяти св. апостола Филиппа, то этот пост наши в народе называют Филипповым, филипповками.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост: в понедельник, среду и пятницу уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
Людей, подверженных вредной привычке курения, Церковь призывает отказаться от нее или ее ограничить.
Важно понимать, что пост – не цель, а средство, средство смирить свою плоть, очиститься от грехов через воздержание в пище. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов в отношении пищи каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.
Его продолжительность и мера могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении пост в отношении пищи может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).
Можно входить в пост постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу. Те, кто необдуманно берутся за аскетические подвиги поста и начинают поститься строго, вскоре или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны. «Лучше есть мясо, чем своих ближних», — такая поговорка бытует. Важно и не сокращать свой рацион до ослабления сил, неспособности к делам профессиональным и домашним. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост могут посоветоваться со священником, рассказав ему о своем духовном и физическом состоянии и, конечно, поисповедоваться и приобщиться Святым Христовым Тайнам.
Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.Пост телесный, без поста духовного – добрых дел, исправления своего сердца, избавления от вредных привычек в словах и делах – мало приносит для спасения души, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится.
Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид. Нужно стараться чаще бывать в храме, увеличить общение с семьей, заботу о престарелых родных или даже детях-сиротах – ведь к Новому году насельники приютов особенно ждут общения, подарков.
Пост нам дан как школа духовная, время «усиленной тренировки», в которое мы очень многому должны навыкнуть. Если мы ограничим себя только в пище, то душе от этого будет мало пользы. Пост должен быть не только постом для тела. Это и воздержание от мирской суеты».