Неделю о Мытаре и Фарисее, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, служили в п.Рощино

Неделю о Мытаре и Фарисее, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, служили в храме св.Николая Чудотворца п.Рощино 05.02.2023 г. Всенощное бдение возглавил настоятель храма, секретарь управления епархии, благочинный Рощинского округа протоиерей Дионисий Холодов. Ему сослужили клирики храма. Божественную Литургию совершил иерей Александр Заплетин. 

После богослужений прошли занятия Воскресной школы.

О Мытаре и Фарисее. Рассуждение.

Часто эту притчу Господа нашего Иисуса Христа воспринимают как осуждение плохого фарисея и прославление мытаря. Даже, иногда, в церковных богослужебных текстах. Но вернемся к тексту Евангелия, как главной истине о притче.

Ведь Господь говорил о том, что «фарисей ушел оправданным меньше, чем мытарь». Его молитва тоже была услышана, и принесла ему пользу. Но по причине гордости молитвы, пользу меньшую, чем покаянная молитва мытаря. А ведь фарисей это ветхозаветный подвижник, поститься, жертвует, молиться. Закон соблюдает. А мытарь — откупщик налогов, собирает их обирая народ в свою пользу… И вот, мытарь осознал свое греховное состояние и в покаянии молится. И получает большую пользу. Но исходное нравственное состояние, конечно, лучше у фарисея, который по Закону старался жить. Да, Ветхому закону. Но он ведь иудей… ему так и положено было. И пользу оба получили. И пусть оправдание больше у мытаря за покаяние, но, скорее всего, даже после описанной молитвы фарисей все еще в лучшем состоянии. Он получил меньше пользы, меньше оправдания, но он исходно был подвижником Закона. И мытарю надо еще много совершить молитв и добрых дел (как Закхей, коего поминали неделю назад), что бы стать ощутимо лучше фарисея из притчи.

Правильно поступать как фарисей — стремиться к Богу, быть исполнителем духовных законов, но при том быть в покаянии как мытарь в той молитве.

И да. Фарисеями были многие ученики Господа. Иосиф Аримафейский, учитель ап.Павла прав.Гамалиил, многие другие. Далеко не все фарисеи были теми лицемерами, коих осуждал в иных местах Писания Господь.