Отдание Пасхи и Вознесение

Отдание Пасхи — последний день попразднества Пасхи.  Пасха, будучи ключевым праздником в Православной Церкви, имеет весьма продолжительный период служебного празднования. В течение 40 дней (включая дату самого Воскресения Христова) в минуты церковных богослужений прославляется Светлое Христово  Воскресение. Двунадесятый праздник Вознесения в Православной Церкви отмечается на 40-й день после Пасхи (в 2017 году  – 25 мая) — этот день всегда приходится на четверг, и относится к двенадцати важнейшим праздникам Этот торжественный период  завершается днем отдания, молитвословия которого во многом являются повторением первого дня Пасхи. Согласно календарю, Отдание Пасхи не может не выпадать на среду.  Если отсчитывать дни (начиная с Пасхального), то сороковой день придётся на четверг. Но церковью принято 40 дней отмечать под сороковой.

Митрополит Вениамин (Федченков)писал: «Припоминаю, как один епископ говорил, что иногда Господь дает пасхальную благодать в последний день, на отдание… Хотя я и не имел никаких оснований возражать против этого, считая мысль совершенно правильной, но в сердце (странно устроена наша душа) где-то таилось равнодушное маловерие… Потому я даже забыл про то, чтобы просить чего-либо у Воскресшего… Но милость Божия – как бывает это нередко – дана была неожиданно, не по заслугам… Благодать есть «благодать», то есть не заслуженный дар. И какая дивная, чрезвычайная, единственная за всю мою жизнь благодать… Не хочется даже говорить о ней, а нужно скрыть, как драгоценное сокровище, от посторонних очей и, особенно, врагов.. Поэтому запечатлею крестом святым дальнейшие строки о ней…»

Двунадесятый праздник Вознесения в Православной Церкви отмечается на 40-й день после Пасхи (в 2017 году  – 25 мая) — этот день всегда приходится на четверг, и относится к двенадцати важнейшим праздникам 

Православная Церковь вспоминает в этот день последнее явление Воскресшего Христа Спасителя апостолам и зримое восхождение Его на небо в Иерусалиме, куда апостолы вновь пришли из Галилеи, по прошествии сорока дней, в течение которых Господь неоднократно являлся им, уча их о Царствии Божием. Господь дал повеление апостолам оставаться в городе Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше, обещая им послать обетование Отца Своего —  ниспослание Духа Святого для содействия делу их всемирной проповеди. Это событие  Святая Церковь будет праздновать через воскресение — 4 июня. 

Господь вывел учеников Своих вон из Иерусалима до Вифании, лежавшей на восточном склоне горы Елеонской, “И, подняв руки Свои, благословил их”, произнося, очевидно, известные слова, как было принято в Ветхом Завете, но которые Евангелистом здесь не приведены. Символическое действие поднятия рук при благословении известно было в Ветхом Завете.

“И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на Небо”. “Какой чудный образ действия”, — писал об этом святитель Филарет Московский : “Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять, и между тем возносится на Небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него. Помыслим, братья, что и ныне над нами простерты руки Его, и взор Его, и благословение Его. Какой стыд и страх для тех, которые в суете мирской забывают Его. Какая радость для любящих Его”.