Священник Андрей Морозов, настоятель храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери в поселке Красносельское:
День жен-мироносиц в Православии считается «Женским днем». Вместо сомнительного «идеала» женщины-революционерки и феминистки-бунтарки, который мир исторические поднимает на пьедестал 8 марта, Церковь превозносит совсем иные качества наших матерей, супруг, сестер и подруг.
Это жертвенность, самозабвенность, верность, любовь и живая пламенная вера, могущая всё преодолеть. Те самые вера и любовь, которые в полной мере доступны лишь немощному женскому естеству, и которые светят даже в самой беспросветной тьме.
Сколько мироносиц было всего — мы доподлинно не знаем. Евангелие просто перечисляет их по именам, и только лишь нескольких женщин называет более-менее конкретно. Церковная традиция усвоила звание мироносиц семи или восьми ученицам Христа. Все они впоследствии стали пламенными проповедницами и потрудились наравне с другими апостолами. А Мария Магдалина удостоилась чести называться равноапостольной — то есть имеющей ту же славу и понесшей тот же крест, что и другие ученики-мужчины.
Прекрасный исторический роман «Жены-мироносицы» создал современный церковный писатель, протоиерей Николай Агафонов. В художественной форме на основе Священного Писания и Предания он осмысляет жизнеописание каждой из жен-мироносиц и евангельские события.
Святая Мария Магдалина происходила из галилейского города Магдала, расположенного на берегу Генисаретского озера. Евангелие говорит о «семи бесах», вошедших в будущую святую, которых изгнал Христос. Однако нет никаких источников, указывающих на то, что это следствие ее предыдущей блудной жизни
Очевидно, что силой своей веры и преданностью Христу она выделялась среди прочих жен мироносиц, потому что о ней часто повествует Евангелие. Она нередко упоминается при крестных страданиях Господа и среди жен, несущих миро, чтобы помазать Тело Христово. А святой апостол и евангелист Иоанн Богослов посвятил Магдалине половину двадцатой главы Евангелия, написанной с ее слов. Именно она является первой благовестницей Воскресения Христова. Мария приходит к апостолам и говорит им эти великие и священные слова: «Христос Воскресе!» После Вознесения Господня она находится в Сионской горнице во время Сошествия Святого Духа, потом проповедует Евангелие в Малой Азии и Италии. Предание повествует, что Мария Магдалина принесла императору Тиверию (14–37 гг.) красное яйцо как символ Воскресения Христова.
В старости она переселяется в малоазийский город Эфес, где живет рядом с Иоанном Богословом, записавшим с ее слов первую половину 20-й главы своего Евангелия. Святая, много потрудившаяся в деле благовестия Христова и получившая за то звание равноапостольной, мирно отошла ко Господу в Ефесе, где была погребена.
Святая мироносица Иоанна – богатая женщина, жена чиновника высокого ранга Иродова домоправителя Хузы. По преданию, она пошла за Христом, когда Спаситель исцелил ее сына (см. Ин. 4:46–54).
Святая мироносица Саломия – по Церковному Преданию, была дочерью святого праведного Иосифа Обручника, супругой Зеведея и матерью «сынов грома» – апостолов Иакова и Иоанна.
Святая мироносица Мария Клеопова (Иосиева), Иаковлева, Иосиева – жена Клеопы (Алфея), являвшегося младшим братом Иосифа Обручника. По преданию, именно Марию Клеопову называют матерью апостолов Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.
Святая мироносица Сусанна упоминается в перечислении жен-мироносиц в вышеуказанном отрывке апостола и евангелиста Луки. О житии практически ничего не известно.
Святые жены мироносицы Марфа и Мария были родными сестрами. Святой Лазарь Четверодневный являлся им братом. Упоминаются несколько раз в Евангелии: Лукой – (10:38–42), Иоанном – (гл. 11-я «Воскрешение Лазаря). Считается, что именно Мария вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, приготовив Тело Христа к погребению (Ин. 12).
О прочих же женах-мироносицах практически ничего не известно.
Нужно отметить, что вообще само миро было драгоценным маслом, очень дорогим, стоившим целое состояние. Эти женщины отдали Христу все. Они не побоялись ни римских воинов, ни мести иудеев, ни ареста, ни смерти, ни людской молвы.
Возможно, в том, что неизвестно точное число учеников Спасителя, количество и имена жен-мироносиц, есть некий символизм. Их число приближается в веках к нам – современным ученикам Христовым и современным женам-мироносицам. Церковь Божия наполняется, и евангельская история повторяется в каждом из нас – как в ученике Христовом или враге Его, как в жене-мироносице или в Иродиаде и Саломее, дочери ее, ненавидевших Бога лютой ненавистью. За каждым из нас решение, какую сторону принять. А Господь Иисус Христос «вчера и сегодня и вовеки тот же»!