В Радоницу во всех приходах Рощинского благочиния были совершены первые после Пасхи заупокойные богослужения. Что означает праздник Радоницы?

В Радоницу — вторник второй седмицы по Пасхе, 25 апреля, в Никольском храме поселка Рощино и во всех приходах Рощинского благочиния были совершены первые после Пасхи заупокойные богослужения. Это первый день, когда совершается поминовение усопших гласным образом, то есть после Литургии совершается еще и панихида.

По просьбе прихожан клирики служили панихиды и на кладбищах. Несмотря на холодную погоду, молитва была особенно радостной , ведь «Радоница» —  день общей пасхальной радости, которую мы делим с почившими близкими.  Совершая о них заупокойные молитвы, в то же время призываем их разделить с нами ту радость, которой радуемся в этот пасхальный период. Почему и слово «Радоница» со словом «радость» однокоренное.

В Киево-Печерском патерике есть такой эпизод, когда кто-то из отцов приходит в усыпальницу, где погребены почившие преподобные отцы Киево-Печерские, и восклицает там «Христос воскресе!» и слышит ответ: «Воистину воскресе!». Это как раз такой вот образ того, как разделяют радость о Христе Воскресшем почившие и ныне живущие.

Почему до этого заупокойные богослужения не совершались на протяжении Страстной и Светлой седмиц? 

Начиная со Страстной седмицы, которая посвящена воспоминанию о последних днях земной жизни Христа Спасителя, в праздник Пасхи и на Светлой седмице, Церковь не совершает панихиды по усопшим и другой гласной — то есть во всеуслышание — молитвы о них во время богослужений. Это время сначала общецерковной скорби о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя, а потом, соответственно, — время великого торжества и радости. И соответственно заупокойные возглашения в этот период неуместны.

Но нельзя сказать, что в какое-то время Церковь оставляет без молитвы и без поминовения своих чад либо из числа живущих, либо из числа почивших. На любой полной Литургии — то есть в Великий Четверг, в Великую Субботу, на самой пасхальной службе и во всю Светлую седмицу — совершается поминовение здравствующих и усопших за проскомидией, когда священник вынимает из просфор частицы и читает соответствующие молитвы, а уже после того, как совершается претворение вина и хлеба в Кровь и в Тело Христовы, ссыпает эти частицы в потир и снова всех поминает.