В Великую Среду Страстной седмицы, 4 апреля, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Игнатия Богоносца (входящего в состав Успенского храмового комплекса) г.Выборга, где Его Преосвященство является настоятелем.
Секретарь епархии, благочинный Рощинского округа протоиерей Дионисий Холодов сослужил правящему архиерею в сонме духовенства Выборгской епархии.
По завершении богослужения Преосвященнейший владыка обратился к прихожанам и духовенству с архипастырским словом:
«Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, я поздравляю с Великой средой — третьим дней Страстной седмицы!
Сегодня мы совершили последние коленопреклонения с молитвой Ефрема Сирина — молитвой, которая стала так дорога сердцу за время Великого поста. Мы вновь повторяли вслед за святым Ефремом просьбы ко Господу о прощении, милосердии и даровании добродетелей, которыми должна наполняться христианская жизнь. Мы должны были Великим постом избавиться хотя бы от одной из перечисленных духовных проблем, отрешиться во время поста от жизни, исполненной праздности, лености и прегрешений…
А сегодняшнее Евангельское повествование, как и в предыдущие дни Страстной седмицы, свидетельствует нам о приближении страданий Христовых. В последние дни жизни Господа, как повествует Евангелие, Спаситель в доме Симона приступил к трапезе, и в конце ее подошла ко Господу женщина, имевшая в обществе плохую репутацию, о чем знали все. Грешница, блудница… Казалось бы, как могла она приблизиться к Самому Спасителю и совершить то, от чего некоторые даже пришли в негодование? Но Господь ее не осудил, в отличие от людей, бывших за трапезой. Как часто это бывает: Бог не осуждает, а люди, напротив, судят! С нашей точки зрения, ничего особенного она не совершила: женщина заранее приобрела миро. Это жидкость из масел и трав, которую употребляли для приготовления тел умерших, приготовляя к погребению, и что немаловажно — жидкость дорогая. Очевидно, этот сосуд был драгоценен и для приобретшей его женщины, он стоил ее сбережений. Может быть, самое драгоценное, что она имела, эта женщина возливает на Тело Спасителя и своими волосами отирает Его Тело и, конечно же, плачет и скорбит. Господь знает, что она тем самым исполняет иудейский закон, готовя Его Тело к погребению. Он Сам говорит, чтобы не осуждали ее, напротив — то, что эта женщина сделала, будет упомянуто при проповеди Евангелия во всем мире.
Поступок этой женщины вызвал негодование, как оказывается, у одного человека — Иуды Искариотского, которому надлежало войти в историю как предателю Христа. Он восскорбел сердцем и предложил Спасителю, говоря современным языком, компромисс: проще было бы это миро продать и на вырученные деньги совершить милостыню, раздав деньги нищим. Евангелист же Матфей заключает, что пекся Иуда лишь о своей выгоде, что Иуда «был вор», носил при себе ящик с пожертвованиями, тратя их по своему усмотрению. Оказывается, поступок женщины не только возмутил Иуду, но и подвиг его на самое страшное — на предательство. Этот шаг ее обернулся для Иуды неким бунтом! Приняв окончательное решение, он предлагает предательство свое за тридцать сребреников и предает Спасителя!
Два персонажа: женщина-грешница и ее антипод Иуда. Она, грешившая всю жизнь, преступавшая закон, нашла в себе силы и мудрость. Сердце ее открылось на тот великий шаг, который она сделала. А Иуда, который на протяжении трех с половиной лет был рядом со Спасителем, был свидетелем Его чудес и слушателем Его наставлений — казалось бы, кто еще мог вместить то, что вмещали апостолы? — стал предателем. Не коснулись слова Господа его сердца и его ума.
Неслучайно в среду показываются Церковью эти примеры нам, современным людям, потому что после этого дня начались страсти Спасителя, суд над Ним и поношение Его. Как часто в одном человеке может быть и пример, и антипример! Как часто в человеке бывает раздвоенность: говорят, что он живет «двойной жизнью». Жизнь должна быть единой. За единственную земную жизнь человек приносит Богу или доверие, или предательство. За свою жизнь мы дадим ответ Богу — но каков он будет? Грешная женщина, чьего имени ни из Священного Писания, ни из Предания мы не знаем, вошла в историю Нового Завета Бога с человеком. И там, где было проповедано Евангелие, действительно, всегда слышны добрые слова о ней. Мы стремимся к той чистоте сердечной, которую она проявила. О Иуде тоже сказано немало; там, где говорят о Христе, говорят и нем — но история его стала живым напоминанием о том, от чего нужно уходить, убегать.
Вот дай Бог, чтобы наше сердце и наш ум не пытались делиться, оставаться и на той, и на другой стороне. Единым сердцем и едиными устами будем стараться прославлять Бога Живого, находить, по примеру евангельской грешницы, в себе возможности доброделания. Сокровища своей души будем тратить на добро, направляя свои дела и мысли к великой Цели, имя Которой — Бог.
Я всех вас сердечно поздравляю с Великой Средой, причастников — с принятием Святых Христовых Таин! Слава Богу, что почти вся община Игнатиевского храма сегодня причащалась: так должно делать и всегда. Каждое воскресение нужно не стоять и не лицезреть Литургию, а быть реальными участниками Великой и Священной Жертвы, Которую Господь за каждого из нас принес. И завтра, напоминаю, обязательно нужно причаститься Святых Таин. Завтра, в Великий Четверг, Чистый Четверг, будет вспоминаться установление Таинства Святой Евхаристии. Из истории мы знаем, что вся Христианская Церковь в эти дни старалась причаститься Святых Тайн, чтобы всех Господь незримо делал причастниками Его Тайной Вечери, Его страданий и, главное, Его Воскресения! Аминь.»