ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

В день опресноков, когда по ветхозаветному закону должно было заклать и вкушать пасхального агнца, Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников – Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую  хотел Он заменить Пасхою новою, – Самим Телом и Кровью Своею. Показывая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа царствуют, Господь  умыл ноги своим ученикам.

По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое таинство святейшей Евхаристии. Таинство святого причащения, установленное Господом пред Его страданиями и смертью, по заповеди Иисуса Христа: сие творите в Мое воспоминание, с первых времен до настоящих непрерывно совершается на престолах Церкви Вселенской.

Вечером в Великий Четверг совершается чтение Двенадцати Страстных Евангелий, повествующих о страданиях Христа: сначала душевных, а потом и телесных.

Стихи иеромонаха Романа (Матюшина)

Поят Пилат Христа и би Его,

И воини, венец от терний сплетши,

Украсили главу Творца веков,

Хламидою, глумясь, покрыли плечи.

И, — радуйся, — глаголаше Ему,

Бияху по ланитома без страха.

Но вопль народа громче этих мук.

— Распни Его, — отвсюду вопияху.

Изыде паки убо вон Пилат,

Глагола им: «Се извожду Его вам,

Да разумев, что Он не виноват,

Измените о Нем свои глаголы.»

Изыде Иисус. Венец тернов,

Оплевана багряная препряда.

— Се Человек, — Пилат глаголал вновь.

(Се, о Пилат, поруганная Правда).

Но паки возопил 6езумный мир,

Воюющий на Бога неустанно:

— Распни Его, распни Его, возьми!

— Вопили те, кто вопиял — осанна!

И седе на судищи в час шестый

На месте, что Гаввафа по-еврейски,

Рече Пилат: «Се Царь ваш, Царь Святый.

Царя ли вашего распну злодейски?»

Но пред собою Праведника зря,

Игемону рекли архиереи:

— Мы вемы токмо кесаря царя,

Сей враг царю, распни Сего злодея!

Душе моя, отстани далеко

Благонадежных воплей иудеев.

Цена благонадежности такой

— Пропятие Христа среди злодеев.

Взирай же мир, взирай от рода в род

Туда, туда, к судилищу Гаввафы,

Где этот верноподданный народ

Простер благонадежность до Голгофы!

Так повелось, таков удел чужих,

Им распинать, народы ужасая.

Но предавать — отличие своих,

И предают не только лобызая.

Евангелие — Книга всех веков,

Одна и та же суть, как и когда-то.

Ушел Пилат и заступил другой,

Чтоб уступить теперешним Пилатам,

И тот же мир, безумный тот же мир

На Господа воюет, как и прежде.

И тот же вой — Распни Его, возьми,

Вой иудеев, но в иной одежде.

И тот же сонм, архиерейский сонм

И ныне пред Пилатами толпится.

И вновь благонадежность налицо.

(Душе моя, куда тебе сокрыться?)

Куда бежать? Наверно, неспроста

Вынашиввл в себе я непрестанно,

Что цепи и темницы за Христа

Дороже мне епископского сана.

Что цепи и темницы за Христа

Желание епископского сана.

15 — 16 января 1988 г.

с.Родовое.