Вербное воскресение

Традиции отмечания Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим были тесно переплетены на Руси. Вечером этого дня, накануне Вербного воскресенья, как и в сам день праздника Входа Господня в Иерусалим люди, приносили и приносят сейчас в храм веточки вербы. Священник совершал чин освящения верб на вечерней службе — Всенощном бдении праздника Входа Господня в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим — великий двунадесятый праздник. Это последнее воскресение перед Пасхой, им завершается Святая Четыредесятница Великого поста и начинается Страстная седмица. Первое упоминание о праздновании христианской Церковью Входа в Иерусалим относятся к III веку.  Это событие описано всех четырех евангелистов (Мф. 21.1–11; Мк. 11.1–11; Лк. 19.29–44; Ин. 12.12–19).

В славянских странах верба стала символом праздника в подражание современникам Христа, которые устилали его дорогу в Иерусалим ветвями пальм: за Христом в столицу Израиля последовало множество народа. Люди были поражены чудом с Лазарем и оказывали Спасителю невероятные почести. Когда он въезжал на ослике в Иерусалимские ворота,  все вокруг восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» И бросали Ему под ноги пальмовые ветви — царский символ.

На Руси и в других славянских странах пальмовые ветви как символ праздника заменили на вербы. Верба — одно из первых деревьев, которые расцветают весной. Пушистые веточки символизировали пробуждение природы после долгой зимы, воскресение всего живого для цветения и плодоношения. Первое упоминание об этой традиции можно найти в Изборнике Святослава начала XI века. Это третья по древности после «Остромирова Евангелия» и «Новгородского кодекса» древнерусская рукописная книга.

Стихи иеромонаха Романа (Матюшина)

Вход Господень в Иерусалим…
После Службы выхожу к реке.
Утки облюбо́ванный залив
Покидают, прячась в тростнике.

И луна в туманном колесе,
Словно загрустила о былом.
Видно, только в Средней полосе
Может быть так тихо и светло.

Но Восток! Сегодня до тебя
Наша память рвётся долететь:
Поглядеть на кроткое жребя́,
На кричащих с ветками детей.

На солдат, кто будет распинать,
На того, кто Тело испросил…
А на Едущего помирать
И отсюда глянуть нету сил.

 

<1 апреля 2007>,скит Ветро́во.

Вход Господень в Иерусалим.